Как рассчитать водоотведение и водоснабжение

Как рассчитывается плата за воду? Горячая, холодная, по счетчику и по нормативам

Как рассчитать водоотведение и водоснабжение

08.11.2019

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Плата за воду – одна из основных статей коммунальных расходов жителей многоквартирных домов. Как рассчитывается размер платежа за услугу «водоснабжение»? И как выгоднее платить – по счетчику или по нормативу? Постараемся разобраться с этими вопросами, отталкиваясь от существующей практики и действующей нормативной базы.

Плата за воду: где описываются правила начислений?

Главный документ, в котором описываются различные аспекты интересующей нас темы – «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Для простоты будет называть их «Правила». Ссылка на актуальную версию документа — https://base.garant.ru/12186043/

Далее по ходу изложения материала мы будем приводить пункты «Правил», которых прописаны те или иные нормы.

Расчет платы за воду по счетчику

Платить за воду жильцы многоквартирных домов и частных домовладений (если они подключены к центральному водоканалу) могут двумя способами: исходя из показаний счетчика, или по нормативам.

Кстати, это утверждение отнюдь не является просто формальностью. Нередко собственники жилья сталкиваются со стороны управляющей компаний или водоканала с ультимативным требованием уставить счетчик воды. Мол, обязательная установка счетчика воды – это требование действующего законодательства.

Так вот, это не так. В п. 42 «Правил» говорится, что при отсутствии прибора учета воды потребитель имеет право оплачивать потребление исходя из действующих в данном регионе нормативов потребления.

Но, вернемся к способам расчета размера платежей за воду. С оплатой по счетчику вроде бы все понятно. В большинстве случаев квартиры оснащаются механическими приборами учета с барабанным механизмом.

В зависимости от модели в прорезях видны четыре или пять черных цифр слева от запятой. Они означают целые кубометры. Две или три красные цифры справа от запятой – это десятые, сотые и тысячные доли кубометра. Спишите число и округлите до целого.

Вычтите из него предыдущие показания, снятые месяц назад. Вы получите расход воды в кубометрах.

Если в квартире установлено несколько счетчиков холодной воды (два и более), определите расход по каждому из них, а полученные цифры сложите. Точно так же вычисляется суммарное потребление при наличии нескольких счетчиков горячей воды.

Данные передаются либо в управляющую компании дома (ТСЖ), либо в местный водоканал (если квартира или частный имеют прямой договор водоснабжения).

В полученной платежке потребитель видит свой расход горячей/холодной воды в кубометрах, действующий тариф на водоснабжение и сумму к оплате.

Расчет платы за воду по нормативу

Норматив – это расчетная величина потребления, сколько (теоретически) потребляет человек воды для бытовых нужд в месяц. Нормативы на услугу водоснабжения устанавливаются в России региональными органами власти, поэтому в разных городах могут заметно отличаться.

Посмотреть действующий в вашем населенном пункте норматив потребления горячей и холодной воды можно на сайте Государственного информационной системы (ГИС) ЖКХ в разделе «Реестр нормативов потребления коммунальных услуг» — https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-rate-consumption/list.

Эта информация так же доступна на сайте регионального органа тарифного регулирования (в разные регионах они имеют разные названия – комитет по ценам и тарифам, региональная энергетическая комиссия и т.п.)

Наконец, данные по размеру нормативов потребления услуги горячего/холодного водоснабжения и водоотведения жильцам по их требованию обязаны предоставлять управляющие компании (и ТСЖ) многоквартирных домов.

Расчет по нормативу производится так: количество лиц, проживающих в квартире (частном доме), умножается на действующих в данном регионе норматив по водоснабжению. Полученный объем потребления умножается на действующий тариф. Получается сумма к оплате за услугу горячего/холодного водоснабжения.

По нормативу плата за воду взимается в следующих случаях:

  • квартира (частный дом) не оборудован прибором учета потребления воды. И если при этом собственник не предоставил справки об отсутствии технической возможности поставить счетчик, то применяется повышающий норматив 1,5.
  • квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако его показания не передавались более трех месяцев подряд. В таком случае объем потребленной воды считается по нормативу без повышающего коэффициента
  • квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако прибор учета вышел из строя (как вариант – у него закончился срок поверки). В таком случае объем потребления воды, рассчитанный по нормативу, увеличивается на коэффициент 1,5.

Здесь имеет смысл сделать важную оговорку: плата за воду по нормативу рассчитывается исходя из количества жильцов, проживающих в квартире (частном доме) официально. Т.е. временно или постоянно зарегистрированных.

При этом управляющая организация многоквартирного дома имеет право проверить – соответствует ли фактическое количество жильцов количеству официально зарегистрированных? В случае, если по факту в квартире живет людей больше, то коммунальщики имеют право начислять плату за воду исходя из реального количества проживающих, выявленного в ходе проверки.

Если в квартире (частном доме) официально никто не зарегистрирован, то плата за воду по нормативу начисляется исходя из количества собственников жилого помещения.

Плата за воду холодную и горячую

С платежами за холодную воду все относительно просто. Объем потребления устанавливается, как уже говорилось выше, либо по счетчику, либо по нормативу. Эта цифра умножается на действующий тариф. Полученная сумма выставляется потребителю к оплате.

Тарифы на холодную воду можно узнать там же, где и нормативы потребления. А именно – на сайтах региональных тарифных органах, ГИС ЖКХ и в своей управляющей компании. Кроме того, тарифы для населения публикуют так же местные водоканалы.

C расчетом платы за горячую воду ситуация сложнее… Начиная с 2012 года (в разных регионах это случилось в разные годы) жильцам начали выставлять платежки, где за услугу горячего водоснабжения надо платить по так называемому «двухкомпонентному» тарифу. Отдельно оплачивается потребление воды (руб/кубический метр), отдельно – за услугу по ее подогреву (руб/гигакалория).

Расходы воды определяется в таком случае по показаниям счетчика горячей воды. Расходы на подогрев воды рассчитываются исходя из соответствующего норматива – сколько нужно тепла, чтобы подогреть один кубометр воды до нужной (от 60 до 75 С) температуры.

Норматив этот не один на все случаи жизни, а разный для разных типов домов. Таким образом учитываются индивидуальные особенности многоквартирного дома (наличие/отсутствие полотенцесушителей, изоляция стояков горячего водоснабжения и т.п.). Подробнее об этом см. пп.

32 и 42 «Правил предоставления коммунальных услуг».

Стоит так же отметить, что двухкомпонентные тарифы на горячую воду внедрены пока далеко не во всех регионах. И даже в тех регионах, где в большинстве домов жильцы платят по двухкомпонентному тарифу, в некоторых многоэтажках плату взимают как и раньше – за кубометры.

Формально говоря, к общему знаменателю ситуация должна прийти с 1 января 2020 года. Именно к этой дате действующее законодательство требует от региональных органов власти утвердить нормативы потребления тепла на подогрев горячей воды. И тогда двухкомпонентные тарифы станет возможным применять во всех российских регионах.

Но как это будет на практике – сложно сказать. По факту окончательно решение о введении двухкомпонентного тарифа на ГВС принимает управляющая организация (ТСЖ или УК) многоквартирного дома.

Плата за услугу водоотведения

Объем услуги по водоотведению рассчитывается как сумма потребления холодной и горячей воды (пятый абзац п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг»). Оплачивается эта услуга по тарифу, который утверждается региональными властями.

Если в квартире стоят счетчики и холодной, и горячей воды, то объем сточных вод равен сумме показаний всех счетчиков воды.

Если в квартире счетчиков нет, то объем стоков равен объему холодной и горячей воды, потребленной в жилом помещении исходя из действующих нормативов. При этом повышающий коэффициент 1,5, о котором речь шла выше, к определению объемов услуги по водоотведению не применяется.

Наконец, важное уточнение – если в квартире вышел из строя хотя бы один из счетчиков (у него, например, вышел срок поверки), то плата за услугу по водоотведению рассчитывается по нормативам.

Плата за воду: перерасчет за время отсутствия

Немаловажный вопрос: можно ли получить перерасчет платы за воду в период, когда в квартире (частном доме) никто не живет?

Ответ такой: такая возможность есть лишь в том случае, если квартира (частный дом, подключенный к водоканалу) не оборудован счетчиками воды и при этом собственник представит документ об отсутствии технической возможности установить счетчик.

Во всех остальных случаях за воду в период отсутствия жильцов придется платить либо по счетчику (если он установлен и исправен), или по нормативу (если счетчика нет, либо он неисправен, либо не переданы показания) (п. 86 «Правил»).

По счетчику или по нормативу?

И в завершение, ответ на часто задаваемый вопрос: как выгоднее платить за воду, по счетчику или по нормативу? Он зависит от того, сколько человек, с одной стороны, фактические проживает в квартире и сколько, с другой, официально зарегистрировано в жилом помещении.

Если живут двое, а прописано четверо, то, конечно выгоднее платить по счетчику. Если, наоборот, прописан один человек, а фактически проживает пятеро, то норматив может оказаться выгоднее. Даже с учетом повышающего коэффициента 1,5, если в квартире нет счетчиков либо у них вышел срок поверки.

Если же счетчик установлен, он исправен и срок его эксплуатации не истек, то перейти на оплату по нормативу можно просто не передавая показания счетчика. В таком случае повышающий коэффициент применяться не будет.

Впрочем, при этом надо помнить, что управляющая компания (или водоканал, если заключен прямой договор водоснабжения) имеет право раз полгода проверять показания счетчика.

И собственник обязан допустить представителя УК или водоканала в жилое помещение, чтобы тот проверил состояние счетчика и снял показания.

После этого плата за воду будет пересчитана исходя из текущих показаний прибора учета и действующего на данный момент тарифа.

Кроме того, управляющая компания имеет право проверить (с привлечением представителей местных органов внутренних дел) фактическое количество проживающих в квартире (п. 32 е.1 «Правил»). И затем начислять плату по нормативу исходя из выявленного реального количества жильцов.

Источник: https://energovopros.ru/issledovania/2379/2415/51897/

Приложение. Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения | ГАРАНТ

Как рассчитать водоотведение и водоснабжение

VII. Корректировка необходимой валовой выручки

90.

В целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формулам 32 и 32.1. При этом формула 32 применяется при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, формула 32.1 – с применением метода доходности инвестированного капитала.

,

(32.1)

,

(32)

где:

– необходимая валовая выручка на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, тыс. руб.;

– скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте “в” пункта 16 настоящих Методических указаний) в соответствии с формулой (39) настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина уровня неподконтрольных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктами 49 и 88 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с формулой (39.1) настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина нормативной прибыли на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина амортизации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86(1) настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина возврата инвестированного капитала на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 72 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– скорректированная величина дохода на инвестированный капитал на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 74 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, рассчитанная в соответствии с формулой (35) настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, рассчитанная в соответствии с формулой (36) настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, определенная при корректировке тарифа на каждый год долгосрочного периода регулирования, где i1 – последний год долгосрочного периода регулирования, i0 – первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

– размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) настоящих Методических указаний, тыс. руб.

91. Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

,

(33)

где:

– фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) настоящих Методических указаний;

– выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей;

В случае если на i-2 год применялся метод экономически обоснованных расходов, то определяется по формуле (33.1)

,

(33.1)

,

(33.2)

где:

– величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, тыс. руб.;

– экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации (не учтенные в тарифах), определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ), тыс. руб.;

– доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ), тыс. руб.

92. Величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы рассчитывается по формуле:

,

(35)

где:

– объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-2)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой, тыс. руб.;

– объем фактического ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы в (i-2)-м году по стоимости, определенной в инвестиционной программе на год (i-2), тыс. руб.;

– плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-2)-й год, за счет всех источников финансирования, тыс. руб.

93.

Корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и определяется на i-год по формуле (36). Данная величина не может превышать 3% от плановой необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении.

, (36)

где:

Источник: https://base.garant.ru/70603276/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Что такое водоотведение в коммунальных платежах?

Как рассчитать водоотведение и водоснабжение
Юрист по ЖКХ на сайте pozakony.ru. Консультация бесплатно

Основным нормативным документом в части водоснабжения и водоотведения домов является Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ.

Законом регулируются:

  • полномочия органов власти всех уровней в данном вопросе;
  • порядок снабжения горячей и холодной водой и ее отведения;
  • обеспечение и контроль за качеством подаваемой воды;
  • принципы сохранения окружающей среды в этой сфере деятельности;
  • регулирование вопроса применения тарифов.

Порядок, которым коммунальные службы руководствуются при оказании услуг населению, прописан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Водоотведение — что это такое?

Использованная вода, транспортируется по системе канализации. Так же сюда входит прием сточных вод, передача по централизованным системам водоотведения на очистные сооружения и последующая их очистка (п. 2 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

Водоотведение и канализация — это разные понятия! Те граждани, кто не платит за водоотведение поступают не законно. 

Из чего складывается водоотведение?

Процесс отведение использованной воды, состоит из:

  • отвода бытовых стоков из жилых и нежилых помещений по централизованным канализационным сетям;
  • транспортировки стоков к очистным сооружениям;
  • очистки и обеззараживания с последующим использованием в технических целях или спуском в природные водоемы.

Водоотведением из дома выводятся все нечистоты, затем они очищаются, а только потом собираются в канализации и транспортируются.

Как оплачивается и рассчитывается?

Плата зависит от количества потребленной воды по счетчику или по нормативу (если нет счетчика). Для расчета берется объем холодной и горячей воды. В канализацию должно уйти то же количество кубометров.

Для расчета потребленной воды, которая должна быть отведена, берутся показания водосчетчиков.

ВОДООТВЕДЕНИЕ = (ГВС + ХВС) × ТАРИФ

Обращайте внимание на совпадение потребленного и отведенного объема воды. Если есть разница, необходимо обратиться в управляющую компанию с вопросом, почему это произошло.

Получите помощь профессионалов.
Бесплатная первичная консультацияюриста на сайтеПо Закону.Ру.Или по телефонугорячей линии8 800 350-30-02(Все регионы РФ).Звоните!

Водоотведение на общедомовые нужды (ОДН)

Жители многоквартирных домов должны оплачивать также общедомовые нужды. Если в доме установлен общий счетчик по водоотведению, то можно измерить разницу по его показаниям и отводу воды от квартир, поданных по счетчикам индивидуального учета.

Если есть отклонения, то это и будет ОДН. ОДН распределяются на каждую квартиру пропорционально ее площади в общем объеме помещений дома.

Если прибор общий счетчик в доме не установлен, то за ОДН жильцы оплачивать не должны, т.к., нормативы здесь не установлены, поэтому и не существует порядка расчета.

Что делать, если нет счетчика?

Для таких жильцов применяются утвержденные нормативы потребления, по которым производится расчет и водоотведения. Они закреплены нормативными актами местных органов власти. Эти нормативы намного превышают те цифры, которые отражают реальные объемы использованного ресурса.

Чтобы знать, сколько указать в квитанции по ОДН, берутся следующие показатели:

  • число лиц, проживающих на данной жилплощади;
  • средний норматив потребления воды в кубометрах на каждого человека;
  • установленный местными властями тариф за 1 кубометр водоотведения.

Умножив все 3 показателя, получается та сумма, которая и будет отражена в квитанции за коммунальные услуги по ОДН.

Нормативы постоянно пересматриваются в сторону увеличения, поэтому рекомендуем устанавливать счетчики.

Тарифы

Тарифы на водоотведение и водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления на календарный год.

Их величина зависит от:

  • износа канализационной системы с планированием ее модернизации или ремонтов;
  • состояния сооружений для очистки сточных вод;
  • иных факторов, связанных с наличием обслуживающего персонала и аварийных бригад.

Тарифы находятся в свободном доступе, и уточнить их можно в местной администрации или управляющей компании. Утверждаются для жильцов квартир, где счетчики отсутствуют.

Обращайтесь по указанному на сайте номеру или воспользуйтесь формой обратной связи, если в вашей жизни возникли сложности. Специалисты всегда готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку, апервичную консультациюБЕСПЛАТНО.

————————————————————————————————Подписывайтесь на наш канал “По Закону.Ру”, ставьте лайки и пишите, что вы думаете по этому поводу.

Если Вам нужна юридическая помощь, консультация специалистов, заходи к нам на сайт, мы обязательно поможем.

Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки впрофиле).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pozakony/chto-takoe-vodootvedenie-v-kommunalnyh-platejah-5efb78387716483f5c429f03

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.