Какие земельные участки находятся в федеральной собственности

Федеральная собственность на землю

Какие земельные участки находятся в федеральной собственности

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Земельные участки: категории и особенности выкупа

Какие земельные участки находятся в федеральной собственности

Решили приобрести земельный участок? Уже знаете, как будете его использовать? Тогда вам будет полезно знать классификацию земель в соответствии с их назначением, чтобы избежать возможных проблем при совершении сделки купли-продажи земли или в процессе пользования участком.

Целевое назначение земли

Процесс приобретения и отчуждения земельных участков в России регулируется преимущественно главой 30 – «Продажа недвижимости» Гражданского кодекса РФ и ст. 37 – «Особенности купли-продажи земельных участков» Земельного кодекса РФ. Сделка купли-продажи для каждой категории земель имеет свои особенности, поэтому важно обратить внимание на целевое назначение участка.

Целевое назначение – это установленное законом разделение земельных участков по видам и назначению использования.

Часто после совершения сделки собственник обнаруживает, что приобретенная им земля, к примеру, имеет сельскохозяйственное назначение. А объект, который он хотел возвести на участке, относится к жилой застройке. Следовательно, собственник не может построить его на этом земельном участке. Чтобы избежать таких казусов, в первую очередь стоит проверить целевое назначение земли.

Ст. 7 Земельного кодекса РФ разделяет земли на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения$
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Особенности выкупа

Для каждой категории закон определяет свою процедуру выкупа, устанавливает особые правила оформления договора купли-продажи и утверждает виды разрешенного использования.

  • Земли особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов выкупу не подлежат. В основном продаются земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения.
  • На землях населенных пунктов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) либо личного подсобного хозяйства (ЛПХ), вы можете возводить жилые дома высотой не более трех этажей.
  • Земли сельскохозяйственного назначения можно использовать для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для рыбоводства.
  • Земли для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления разных видов строительства (дачного или ИЖС) можно выкупить без аренды – путем участия в публичных торгах.

Для того чтобы выкупить участок сельскохозяйственного назначения, должно быть соблюдено условие: он должен находиться три года в аренде и использоваться по назначению.

Стоит отметить, что объект, обладая всеми признаками жилого дома, будет иметь нежилой статус без права проживания и регистрации, если он был возведен на сельхозземле, которую разрешено использовать для дачного строительства.

В Московской области, к примеру, многие коттеджные поселки построены на землях сельскохозяйственного назначения, рассчитанных для дачного строительства или садоводства. Чтобы зарегистрироваться в одном из них, вы будете обязаны провести процедуру по признанию данного дома жилым через суд.

Смена категории земельного участка

Закон предусматривает возможность поменять целевое назначение земельного участка, обратившись в соответствующие органы власти:

  • если земля находится в федеральной собственности, то изменить целевое назначение может только Правительство РФ;
  • если собственником земли является субъект РФ, то решение принимает орган государственной власти субъекта РФ;
  • землей, относящейся к муниципальной или частной собственности, занимаются органы местной власти;
  • решение в отношении сельхозземель во всех случаях, кроме тех, когда земельный участок находится в федеральной собственности, принимают на уровне субъекта РФ.

Если ранее приобретаемые участки не находились в собственности, то вам нужно будет сразу после подачи заявления о возможности заключения договора купли-продажи оформить необходимые кадастровые документы на объект.

Важное дополнение

При совершении сделки купли-продажи земельного участка необходимо грамотно составить договор. Для каждой из категорий в отдельности есть существенные дополнения, которые обязательно должны быть учтены. Приведем несколько примеров.

  • В случае с землей сельскохозяйственного назначения необходимо указать, что ранее участок находился в аренде и использовался по прямому назначению. Кроме того, чтобы не нарушить возможности последующего целевого использования участка, стоит отметить, какие виды строения могут быть на нем возведены.
  • Если продается участок для ведения подсобного хозяйства, текст договора купли-продажи должен содержать информацию о том, можно ли возводить на таком участке капитальные строения или такое строительство запрещено. Помимо этого, важно обозначить существующие обременения: сервитуты на проезд и проход, залог, ипотека.

Процедура составления договора – важный этап, который требует ответственного подхода и учета всех нюансов. Если вы решили приобрести участок, но не знаете, как правильно составить договор, лучше обратиться за помощью к профессиональным юристам.

Больше полезных статей читайте в блоге на сайте компании Максард.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/maxard/zemelnye-uchastki-kategorii-i-osobennosti-vykupa-5d25dbbc8da1ce00b2632e2d

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.