Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Содержание

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Комментарий к статье 16 ЗК РФ:

1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст.

214 ГК РФ и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками.

Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г.

Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов.

Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности (“публичной” собственности).

Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию.

Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения.

Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).

2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов “О земле” 1917 г., Декрета ВЦИК “О социализации земли” 1918 г. и Земельного кодекса РСФСР 1922 г.

После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г. Законом СССР от 06.03.

1990 N 1305-1 “О собственности в СССР” была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-3/st-16-zk-rf/kommentarii

Федеральный закон

Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

     Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

     Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

     Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

     1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

     Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

     Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

     земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

     Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

     фонда перераспределения земель;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

     2.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

     2.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

     Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

     Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

     специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

     сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

    1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

     2.

В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

     Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

     2.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

     По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент Российской Федерации

В. ПУТИН

Источник: https://rg.ru/2001/07/20/zemlja-dok.html

Что такое право государственной собственности на землю?

Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Понятие «собственность» указывает на принадлежность материальных объектов гражданам, юридическим лицам или государству.

Каждый владелец имущества должен понимать значение понятия и знать на какие законодательные нормы следует опираться при отстаивании собственных интересов, оформлении имущества или поиска будущего объекта.

В статье рассмотрим что такое право государственной собственности, что относится к участкам федеральных, муниципальных владений, как происходит оформление и прекращение прав.

Понятие

Это право государства РФ и его субъектов на владение земельными участками. К таким не относятся площади, принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципалитетам.

Распоряжаются государственными территориями уполномоченные государственные органы в рамках установленной компетенции.

Регулируется весь вопрос следующими нормативными документами:

  • п. 2, ст. 214 ГК РФ – определение понятия, этот же вопрос определен ст. 16 ЗК РФ;
  • ст. 17 ЗК РФ указывает на основания и причины, по которым государство стало собственником земельных территорий;
  • ст. 125 ГК РФ определяет субъектов, которые от имени государства распоряжаются площадями.

Внимание! Создание нового Земельного Кодекса внесло ясность в понятие права государственной собственности земли с учетом государственных уровней.

Федеральная собственность

Такая земля расположена под объектами федерального значения или предназначенная для решения задач Федерации.

Все земли, находящиеся в федеральной собственности определены таковыми соответствующими нормативными документами. При этом государство определяя важность площадей для его нужд опирается на основания ст. 17 ЗК РФ.

К участкам федерального значения относятся:

  • Участки, предназначенные для нужд обороны и защиты государственных границ.
  • Участки, расположенные под федеральными объектами оборонной промышленности, энергосектора, метеорологическими службами. Находящиеся под трубопроводами, транспортными соединениями различных видов, предназначенные для ангаров и депо.
  • В число государственной собственности включены заповедные и исторические зоны, являющиеся носителями памятников культурного наследия.
  • Площади, предназначенные для научных и лабораторных исследований, испытаний, полигоны.

Согласно нормам ЗК РФ, государственные владения еще разделены на земли:

  1. административно-территориального значения (для субъектов государства)
  2. муниципального значения.

Земли субъектов находятся в рамках определенных территориальных административных единиц, которые имеют полномочия принимать относительно них местные нормативные документы по регулированию и распределению площадей.

Муниципалитеты также обладают правом вести самостоятельное хозяйствование и использовать земли согласно целевому полезному назначению.

Частная собственность

Предназначена для удовлетворения потребностей конкретного собственника, который на законных основаниях владеет ею.

К землям частного значения относятся:

  • имеющие целевое назначение, согласно которому их в дальнейшем будут эксплуатировать;
  • оборотные и делимые;
  • обладающие специальным разрешением.

Справка! Получить такую собственность гражданин или предприятие может только после прохождения установленных законом этапов.

Муниципальное владение ЗУ

Это земельные территории, расположенные в границах отдельных муниципальных формирований.

Сюда относятся следующие земли:

  • города;
  • районные центры;
  • населенные пункты сельского значения;
  • обобщение нескольких административно-территориальных единиц и прочие.

Распоряжаются землями органы самоуправления с соблюдением законодательных требований.

Использование площадей происходит для удовлетворения потребностей населения:

  • обслуживание коммуникационных путей,
  • развитие инфраструктуры,
  • выращивание сельскохозяйственных культур,
  • взращивание птицы и скота,
  • формирование мест для отдыха,
  • развитие промышленности в границах области.

Перечень наделов, находящихся в муниципальном владении

Ранее в муниципальную собственность передавались безвозмездно объекты государственного значения. После разделения государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную, к последним отошли следующие объекты вне зависимости от первичной их формы собственности:

  • жилищный фонд и прилегающие к нему территории;
  • земли с инфраструктурой, требуемой для обслуживания ЖКХ;
  • территории под предприятиями розничной торговли, общественного питания, складскими помещениями, домами культуры;
  • земли, находящиеся под школами, детсадами, ПТУ, институтами и прочими образовательными учреждениями;
  • площади под объектами здравоохранения за исключением диспансеров и областных больниц.

Также к землям муниципальных образований отнесены территории, необходимые для обеспечения полноценной жизнедеятельности центра, повышения его продуктивности и обеспечения населения работой.

Важно! Согласно ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность может передаваться другому муниципальному образованию или субъектам РФ для решения их глобальных вопросов.

Оформление

Право на участок у муниципалитета возникает после принятия и подписания соответствующего решения на его образование.

Далее необходимо собрать требуемую документацию, для этого обращаются к кадастровому инженеру.

Специалист проведет межевание земли, соберет документацию для постановки на кадастровый учет, подготовит топографическую схему.

Если передать землю в пользование решил гражданин, он может выполнить данную процедуру безвозмездно, для этого достаточно соответствующих оснований и заявления от собственника на отказ от земли.

Основаниями могут стать:

  • утвержденный генеральный план у муниципалитета по использованию территорий;
  • утвержденный согласно нормам, проект территориального планирования.

Федеральные земли предоставляются муниципалитетам на основании ст. 39.31 ЗК РФ. Осуществляется передача по заявлению главы муниципального образования. Заявка оформляется и направляется федеральному владельцу участка.

Безвозмездное оформление наделов во владение муниципалитета возможно по различным основаниям:

  • наличие у муниципалитета официальных генпланов и правил пользования землей, а также застройки этих территорий;
  • наличие у муниципалитета официальных схем земельного планирования.

Прекращение правомочий на землю

Детально порядок прекращения права собственности на землю описан в гл. VII ЗК РФ.

Прекращение возможно двумя основными способами:

  • добровольно (отказ собственника или отчуждение);
  • в принудительном порядке с учетом требований ЗК и ГК РФ.

Внимание! Отказ от имущества может совершить только физическое лицо.

Провести отчуждение в пользу других лиц субъект может на основании положения Гражданского Кодекса о свободном распоряжении имуществом, способом, не противоречащим закону и не нарушающим жизненный уклад других субъектов.

Например, предоставить участок в пожизненное владение, аренду или предоставить под выкуп.

Основаниями прекращения служат:

  • законодательные акты со стороны госвласти или местной администрации;
  • предоставление земель для строительства;
  • предоставление земель для иных целей (к примеру, для ведения ЛПХ);
  • приватизация.

Заключение

Право на государственную собственность земли имеет многогранную природу. Оно разделено на несколько видов – федеральный, субъектов РФ и муниципальный.

Последние вправе регулировать собственное хозяйствование отдельными внутренними актами. При этом их права не пожизненные и могут прекращаться в пользу гражданских лиц, предприятий или прочих субъектов РФ для решения их стратегических задач.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/gosudarstvennoj

Федеральная собственность на землю в 2019 году: права, объекты, порядок передачи земель в федеральную собственность, использование | Земельный эксперт

Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Федеральная собственность на землю – это государственные территории, разграниченные и указанные в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральную собственность не может быть отнесена какая-либо отдельная категория земель.

На данный момент земельным законодательством предусмотрены следующие земли федеральной собственности:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Перечисленные федеральные законы, регламентирующие категорию земель, относящихся к собственности Российской Федерации не являются единственными нормативными актами в этой сфере. Отдельный правовой статус иных территорий, например, земель промышленности, регулируется постановлениями правительства и указами президента РФ.

Порядок установления федеральной собственности

Порядок использования, установления и отъема земель в федеральную собственность принимается Правительством России согласно основному закону – ЗК РФ и иным нормативам, принятым на его основании.

https://www.youtube.com/watch?v=sW0DczPjn4w

Перевод территорий из одной категории в другую осуществляется путем разграничения участков. Это действие производится через установку или отмену соответствующих границ. При этом земли различных категорий не должны пересекаться и быть наложенными друг на друга.

Данная процедура регламентирована Градостроительным кодексом РФ.

Согласно нормативу, для передачи земель в другую категорию путем разграничения, заинтересованное лицо направляет заявление в уполномоченный орган, который в течение 5 суток принимает решение о дате и месте проведения публичных слушаний по данному вопросу. На основании собрания выносится соответствующее решение и утверждается законодательный акт.

Для федеральной собственности слушания проводятся парламентом или его уполномоченным органом по региону на основании права совместного распоряжения и передачи ему отдельных полномочий.

Пример по федеральной собственности на землю

Гражданин Полынкин Н.Г. решил приобрести земельный участок для строительства жилищного комплекса. Для этой цели он посетил региональный муниципалитет и составил соответствующее заявление. На основании заявления был получен ответ с предложением поучаствовать в аукционе, предоставляющем право аренды земель, находящихся в федеральном ведении.

Возможность проведения такого аукциона оговорена ФЗ № 161 «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.08 года Согласно данному закону, процедура осуществляется государственным жилищным фондом, в частности, для строительства недвижимости экономкласса.

Поучаствовав в аукционе, гражданин Полынкин приобрел несколько сотен квадратных метров для постройки жилищного комплекса.

На основании выигранного тендера муниципальный орган отправил заявление в федеральное отделение Росимущества с предложением предоставить указанному гражданину земельный надел.

В течение тридцати дней был получен официальный ответ, предоставляющий право Полынкину начать подготовительные процедуры для строительства объекта недвижимости.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него о федеральной собственности на землю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Николай Витальевич. Я директор региональной компании по лесозаготовке и деревообработке. Как я могу получить от государства участок леса, находящийся в федеральном ведении?

Ответ: Добрый день, Николай Витальевич. Согласно регламенту о регулировании лесных отношений вашего региона необходимо оформить договор купли-продажи лесных насаждений в местном муниципалитете с указанием целей вырубки. При этом необходимо заранее выбрать необходимую территорию.

Обращаем ваше внимание на то, что данный договор заключается только по итогам аукциона. Если документ будет оформлен, вы можете начинать свою деятельность на указанной территории. После окончания работ необходимо избавиться от производственных отходов с территории вырубленной делянки.

Если это не будет выполнено, на Вас может быть назначен штраф Росприроднадзором, а также запрет на дальнейшую аналогичную деятельность.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/federalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Виды государственной собственности на землю

Какие земельные участки относятся к федеральной собственности

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

Это важно знать:  Новые правила благоустройства 2020

– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственная собственность на землю и ее виды

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

    1. субъекта государственной власти , уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
    2. собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

    • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
    • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собствен­ности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государствен­ной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

16. Государственная и муниципальная собственность на землю. Процесс разграничения государственной собственности

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Муниципальная собственность на землю.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности.

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

»

Следующая

Источник: https://tvoizakon.ru/vidy-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlju/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.