Какое имущество является собственностью муниципальных образований

§ 1. Муниципальное имущество.: В собственности муниципальных образований может находиться:

Какое имущество является собственностью муниципальных образований
В собственности муниципальных образований может находиться:

имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В статье 50 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований.

При этом отдельно приведены перечни имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов.

В собственности же городских округов могут находиться все виды имущества из обоих таких перечней.

Муниципальное имущество поселений.

В собственности поселений могут находиться:

имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

имущество библиотек поселения;

имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

Имущество муниципальных районов.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

имущество межпоселенческих библиотек;

имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Согласно ст.

51 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Муниципальные предприятия и учреждения.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Назначение на должность и заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений производятся различными способами.

Нередко назначение на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений производится по конкурсу главой муниципального образования в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

При этом организация и проведение конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляются конкурсной комиссией, которая создается и действует в соответствии с положением о конкурсной комиссии, утверждаемым решением представительного органа муниципального образования.

Прекращение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения производится по основаниям, предусмотренным законодательством и условиями трудового договора. Увольнение руководителя муниципального предприятия или учреждения производится, как правило, главой муниципального образования.

Руководители муниципальных предприятий и учреждений представляют администрации муниципального образования и (или) представительному органу муниципального образования отчеты об использовании имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением, по установленным формам.

При необходимости кроме периодической обязательной отчетности руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны представлять информацию и отчеты о деятельности возглавляемых ими предприятий и учреждений по запросам представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Руководитель муниципального предприятия, учреждения несет персональную ответственность за достоверность и своевременность представляемой отчетности.

Источник: https://jurisprudence.club/munitsipalnoe-uchebnik/munitsipalnoe-imuschestvo.html

Объекты собственности муниципального образования

Какое имущество является собственностью муниципальных образований

Объект собственности выступает в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, денежных средств. Поэтому объекты собственности часто называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения между субъектами.

Любой объект собственности имеет своего хозяина. Принадлежность собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральное законодательство выделяет муниципальную собственность в самостоятельную форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы доходности и социальной пользы.

С одной стороны, муниципалитет использует собственность для того, чтобы воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов в интересах населения и извлекать доход от ее использования.

С другой стороны, муниципальная собственность должна служить для удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт, оказание ритуальных услуг и др.), то есть имеет социальное значение.

Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а поэтому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной (а иногда убыточной) муниципальной собственности.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения (удовлетворение жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения), и исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга других вопросов, в частности используются для обеспечения доходов местного бюджета (за счет реализации имущества, его арендного использования), для укрепления социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты и обеспечения занятости населения), для развития инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых и инженерных коммуникаций), для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания и укрепления рыночной инфраструктуры.

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципального образования и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Компетенция муниципального образования складывается из вопросов местного значения (ФЗ №131) и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными и региональными законами.

3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В состав муниципального имущества входит:

· имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов;

· автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

· жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

· пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения;

· имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

· имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка

· объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

· имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

· имущество, предназначенное для оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

· имущество библиотек;

· имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

· имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания мест захоронения и организации ритуальных услуг;

· имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

· земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности;

· имущество, предназначенное для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

· имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

· объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

· имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

· пруды, обводненные карьеры, леса;

· имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Таким образом, в состав муниципального имущества включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальную собственность можно классифицировать по следующим критериям (табл. 3.10.1).

Таблица 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав · материальные (движимые и недвижимые, в том числе права на недвижимые объекты); · нематериальные
Режим функционирования · находящиеся в муниципальной казне; · переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям; · переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; · находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, то есть сферы удовлетворения общественных потребностей · объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; · транспорт и связь; · торговля, бытовое обслуживание, строительство; · недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов · стоимостной; · вещественный
Степень доходности · доходообразующие; · самофинансируемые; · бюджетообременительные
Происхождение · естественные и природные; · искусственные, созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации · готовые к использованию; · предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; · незавершенные строительством

Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования представлена на рис. 3.10.1.

Рисунок 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных хозяйственных функций местного самоуправления.

Материальные объекты муниципального имущества делятся на движимое и недвижимое. На рис. 3.10.2 представлена классификация объектов недвижимого имущества.

Рисунок 3.10.2. Классификация объектов недвижимости муниципального имущества

Можно выделить следующие специфические характеристики муниципальной собственности:

1. Она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства.

2. Часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета.

3. Выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостной) комплекс.

4. Создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью.

5. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

6. Используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Муниципальная собственность не просто характеризует принадлежность объекта определенному субъекту, а должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципального образования, приносить реальную пользу населению.

А это возможно только в том случае, если муниципальная собственность эффективно реализуется, или непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы.

Поэтому муниципальная собственность – система отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения, экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. В этой связи необходимо включение в стратегическое планирование муниципальным образованием вопросов управления собственностью.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность.

Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их.

Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a8730.html

Виды объектов муниципальной собственности

Какое имущество является собственностью муниципальных образований

⇐ ПредыдущаяСтр 65 из 97Следующая ⇒

Федеральный закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

1) для решения вопросов местного значения;

2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений.

Федеральный закон № 131-ФЗ делит объекты муниципальной собственности на две группы: 1) имущество, находящееся в собственности поселений; 2) имущество, находящееся в собственности муниципальных районов. Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

Итак, в собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения;

3) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

4) жилищный фонд;

5) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

7) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

8) имущество библиотек поселения;

9) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

10) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);

11) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

12) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения;

13) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

14) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

15) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

16) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

17) пруды, обводненные карьеры на территории поселения и др.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др.

В собственности поселений и муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Содержащийся в Законе перечень объектов по каждому уровню муниципальных образований является не “минимально необходимым”, а “максимально возможным”. Это перечни не обязательных, а возможных объектов, т.е. одно муниципальное образование может иметь весь набор объектов, перечисленных в Законе, у другого чего-то может не быть.

Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе, либо не предназначено для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч.

5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований и подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Лыскова Н.А. в своем диссертационном исследовании «Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований» (Волгоград, 2011) приводит следующую классификацию объектов муниципальной собственности:

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав − материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); − нематериальные (интеллектуальная собственность)
Функциональное назначение − для осуществления хозяйственной деятельности: − объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; − транспорт и связь; − торговля, бытовое обслуживание, строительство; − для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций; − земельные ресурсы
Режим функционирования − переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям; − переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; − находящиеся в безвозмездном пользовании
Форма выражения объектов − стоимостная; − вещественная
Степень доходности − доходообразующие; − самофинансируемые; − бюджетообременительные (доходопоглощающие)
Происхождение − естественные или природные; − искусственные, т. е. созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации − готовые к использованию; − предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; − не завершенные строительством

Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, являющееся объектом муниципальной собствен­ности, подразделяется на:

1) имущество, закрепленное за муниципаль­ными унитарными предприятиями и учрежде­ниями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Муниципальные пред­приятия имеют общую цель деятельности ­ пре­доставление населению жизненно необходимых материальных и духовных благ, которые взаи­мосвязаны в процессе функционирования;

2) имущество муниципальной казны, к ко­торой относятся средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муници­пальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, муниципальная собствен­ность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально­ бытового назначения, локализованную в рамках муници­пального образования. От уровня развития муниципальной собствен­ности, а также эффективности использования ее составляющих во мно­гом зависит качество жизни населения.
⇐ Предыдущая60616263646566676869Следующая ⇒

Date: 2015-09-24; view: 5894; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-77775.html

Имущество муниципальных образований

Какое имущество является собственностью муниципальных образований

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», в собственности муниципальных образований могут находиться следующие категории имущества:

– имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

– имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Возможно проведение классификации объектов муниципального имущества по следующим критериям:по виду имущества, по их правообладателю, по территориальной и ведомственной принадлежности.

В целях обоснованного разделения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами в законе определены перечни видов муниципального имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов.

В собственности поселений, муниципальных районов, городских округов могут находиться:

– имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц;

– автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные, транспортные инженерные сооружения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

– жилые помещения на условиях договора социального найма, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

– пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения;

– имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

– объекты, а также оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

– имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

– имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

– имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

– объекты культурного наследия местного значения, расположенные в границах поселения, библиотеки;

– имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

– имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

– имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

– имущество, предназначенное для сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора;

– имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

– имущество, предназначенное для официального обнародования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

– земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;

– обособленные водные объекты;

– леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

– архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов.

Муниципальное образование может приобретать только имущество, необходимое для осуществления полномочий,а также при чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с федеральными законами.

Для муниципального имущества имеет место ограничение гражданского оборота.Такое имущество не может находиться в частной собственности, не может быть объектом гражданских сделок, на него не может быть обращено взыскание, оно подлежит обязательному страхованию.

Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).

Источник: https://studopedia.ru/20_81420_imushchestvo-munitsipalnih-obrazovaniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.