Классификация работ по реконструкции автомобильных дорог

Понятие о реконструкции дороги и нормативное обеспечение реконструкции

Классификация работ по реконструкции автомобильных дорог

ОТВЕТЫ

Однозначного определения термина «реконструкция автомобильных дорог» нет, и под ним понимают широкий перечень мероприятий и работ, связанных с улучшением и совершенствованием дорог.

В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, переоборудование, усовершенствование, упорядочение или восстановление чего-либо по сохранившимся данным и описаниям.

За рубежом (по классификации Всемирного банка) мероприятия и работы по совершенствованию автомобильных дорог разделяются на:

§ капитальный ремонт – выборочное, на отдельных участках восстановление поперечного профиля дорожного покрытия, земляного полотна, улучшение системы водоотвода, усиление искусственных сооружений;

§ реконструкция – обновление дорожной одежды с использованием существующего земляного полотна без изменения трассы, восстановление искусственных сооружений;

§ восстановление – сочетание элементов капитального ремонта и реконструкции больших объемов;

§ перестройка – уширение дороги, улучшение ее прохождения на местности в плане и продольном профиле, сопровождающееся постройкой новых участков дорожной одежды, искусственных сооружений.

В соответствии с действующей «Классификацией работ по ремонту и содержанию» автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Федерального дорожного департамента № ИС-5-р от 03.01.

2002 , в России:реконструкция автомобильных дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений (в том числе изменение их геометрических параметров и грузоподъемности), благодаря которым увеличивается пропускная способность и повышается безопасность движения.

Реконструкция дороги, как правило, обеспечивает возможность перевода ее в более высокую техническую категорию, однако, может существенно повысить технические параметры и эксплуатационные показатели и без изменения категории дороги.

Для более четкого представления, что же такое реконструкция, необходимо оценить ее место в системе дорожных работ. Здесь дорожная терминология различает следующие основные понятия:

§ содержание;

§ ремонт;

§ реконструкция;

§ новое строительство.

Ремонт автомобильных дорог – это комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и земляного полона, восстановлению изношенных конструкций дорожных сооружений или их замене на более прочные, а также работ по организации и безопасности движения, в результате которых восстанавливаются эксплуатационные показатели ремонтируемых дорог, сооружений на них и обеспечиваются требуемые условия движения.

Решение задачи повышенияэксплуатационных показателей «возлагается» на реконструкцию дороги. Работы, выполняемые при реконструкции, имеют более сложный и объемный характер, чем при ремонте.

Однако, по объемам и перечню работ границы между понятиями «ремонт» и «реконструкция» часто бывают весьма условными, так как повышение эксплуатационных характеристик дороги происходит и при капитальном ремонте.

Нормативное законодательство в зарубежных странах также в настоящее время не дает однозначного понятия о реконструкции автомобильной дороги.

Поэтому, для избежания путаницы в понимании ремонтных работ и реконструкции необходимо рассмотреть некоторые уточнения.

Весь вопрос в терминологии и сущности противоречия в противопоставлении ремонта и реконструкции заключается в том, что за время эксплуатации дороги складывается ситуация, когда изменяется сам технический уровень проекта, по которому была построена рассматриваемая дорога, удовлетворявший в то время требованиям (постоянные параметры и транспортно-эксплуатационные показатели) к автомобильной дороге той же категории. Как минимум за 20 – 25 лет после строительства технический проект соответствующей категории дороги изменяется очень значительно, устаревает морально, поэтому этот момент должен учитываться в классификации видов реконструкции.

Таким образом, реконструкция автомобильной дороги – это перестройка всех или отдельных элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна, искусственных сооружений, систем водоотвода, инженерного оборудования, обустройства, зданий и сооружений с улучшением ее показателей до технического и морального состояния, учитывающего современные требования потребителя и прогноз состояния на средний срок службы для дорог этой категории.

Реконструкция дорог, как правило, не дает прироста протяженности дороги. Наоборот при полной реконструкции протяженность ее обычно несколько сокращается.

Целесообразно выделить частичную и полную реконструкцию.

Частичная реконструкция – перестройка отдельных элементов автомобильной дороги на отдельных участках без изменения трассы и без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении.

Частичная реконструкция чаще всего применяется в случаях, когда:

§ интенсивность движения равна или несущественно выше расчетной, но на отдельных участках скорость движения, безопасность или допустимая нагрузка не отвечают возросшим требованиям;

§ отсутствуют финансовые возможности для коренного переустройства дороги или экономически нецелесообразно осуществлять полную реконструкцию.

Полная реконструкция – перестройка всех элементов автомобильной дороги на всем протяжении с возведением новых конструкций при изменении прохождения оси трассы на отдельных участках.

Полная реконструкция применяется, в основном, при увеличении интенсивности движения более, чем в 1,5 раза по сравнению с расчетной и ожидается ее дальнейший рост.

Реконструкция I рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры современного нормативного документа соответствующего данной категории дороги.

Реконструкция II рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры более высокой категории дороги.

Реконструкция может проводиться для всех категорий автомобильных дорог, а вид реконструкции назначается в зависимости от данной и перспективной категории, перестраиваемых элементов и функционального назначения дороги (табл.1.1.).

Таблица 1.1.

Источник: https://studopedia.su/15_72249_ponyatie-o-rekonstruktsii-dorogi-i-normativnoe-obespechenie-rekonstruktsii.html

Реконструкция автомобильных дорог и ее разновидности

Классификация работ по реконструкции автомобильных дорог

ВВЕДЕНИЕ

В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов.

Под совместным действием нагрузок и климата в автомобильной дороге и дорожных сооружениях накапливаются усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения, и особенно увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока.

Дорожно-эксплуатационная служба выполняет большой объем работ по содержанию и ремонту дороги, но за многие годы эксплуатации объемы остаточных деформаций в дорожных конструкциях могут нарастать, и дорога устаревает физически.

Кроме того, за долгий срок службы происходит постепенная смена автомобилей с существенным изменением их динамических свойств, изменяются взгляды водителей и пассажиров на комфортность движения, что приводит к повышению требований к геометрическим параметрам и транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, а также к их обустройству, т.е. дороги устаревают морально.

Несоответствие между требованиями к дороге и ее фактическим состоянием постепенно нарастает, особенно в условиях значительного ограничения средств, выделяемых на содержание и ремонт дорог. В результате этого не выполняются многие необходимые виды ремонтных работ, накапливается недоремонт, прежде всего, покрытий и дорожных одежд.

Все это вместе взятое приводит к тому, что наступает момент, когда обычные мероприятия по содержанию и ремонту дороги, выполняемые дорожно-эксплуатационными организациями, уже не обеспечивают выполнение возросших требований к транспортно-эксплуатационным показателям дороги по поддержанию высокой скорости и безопасности движения.

Возникает необходимость значительного улучшения геометрических параметров дороги, прочностных и других характеристик дорожной одежды, искусственных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, т.е. перестройки дороги или ее реконструкции.

В настоящее время проблема реконструкции автомобильных дорог становится все более и более актуальной.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Реконструкция автомобильных дорог и ее разновидности

В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, восстановление чего-либо по сохранившимся данным и описаниям.

Однозначного определения термина «реконструкция автомобильных дорог» нет, и этим термином обозначают широкий перечень мероприятий и работ, связанных с улучшением и совершенствованием дорог. В то же время имеются и более детальные классификации мероприятий и работ по совершенствованию автомобильных дорог. Так, Всемирный банк разделяет их на несколько видов:

· капитальный ремонт – выборочный ремонт отдельных участков покрытия, восстановление поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, улучшение системы водоотвода с восстановлением прочности и условий проезда по искусственным сооружениям. Стоимость работ может изменяться от 3000 долларов за километр для дорог с низшими типами дорожных одежд до более 20000 долларов за километр для дорог с капитальными и облегченными типами дорожных одежд, в зависимости от их типа и состояния;

· реконструкция – работы, обычно проводимые на дорогах, находящихся в плохом состоянии, и заключающиеся в обновлении дорожной одежды с использованием существующего земляного полотна без изменения трассы, но с восстановлением искусственных сооружений. Стоимость работ может колебаться в широких пределах от 45000 до 300000 долларов за километр.

· восстановление – большие работы, сочетающие элементы капитального ремонта и реконструкции.

· усиление – утолщение дорожной одежды, включающее укладку нового слоя покрытия, которое может сочетаться с термопрофилированием существующего асфальтобетонного покрытия. Стоимость работ по одной полосе проезжей части может составлять от 10000 до 50000 долларов за километр.

· перестройка дорог в целях повышения скорости и безопасности движения и увеличения пропускной способности.

Работы предусматривают уширение дороги, улучшение ее приложения на местности с увеличением радиусов кривых или снижением продольных уклонов, сопровождающимися постройкой новых участков дорожной одежды.

Стоимость работ может колебаться в широких пределах в зависимости от местных условий и намеченных изменений трассы и дорожной конструкции.

В соответствии с действующей в России классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Федерального дорожного департамента от 23.05.

94 № 26, реконструкция автомобильных дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений (в том числе изменение их геометрических параметров и грузоподъемности), благодаря которым увеличивается пропускная способность и повышается безопасность движения.

Реконструкция, как правило, обеспечивает возможность перевода дороги в более высокую техническую категорию, но не приводит к увеличению протяженности дороги.

Следовательно, к реконструкции может быть отнесен и комплекс мероприятий по существенному повышению технических параметров и характеристик дорог, обеспечивающих увеличение скорости, пропускной способности, безопасности движения или допустимых осевых нагрузок автомобилей, без перевода в более высокую категорию.

В этой связи представляется целесообразным внести уточнения в классификацию дорожных работ, чтобы избежать путаницы в терминологии.

По действующей классификации ремонт автомобильных дорог – это комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и земляного полотна, восстановлению изношенных конструкций и деталей дорожных сооружений или их замене на более прочные и экономичные, а также работ по организации и безопасности движения, в результате которых восстанавливаются транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых дорог и дорожных сооружений и обеспечиваются требуемые условия движения [10]. В этой формулировке необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, при ремонте восстанавливаются только переменные параметры и характеристики дороги без изменения постоянных параметров и характеристик (ширина проезжей части и земляного полотна, радиусы кривых в плане и профиле, продольные уклоны и т.д.). Во-вторых, задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационных характеристик ремонтируемой дороги (ровность, прочность, сцепные качества и т.д.), но не транспортно-эксплуатационных показателей (обеспеченной скорости, пропускной способности и т.д.). Решение задачи повышения транспортно-эксплуатационных показателей перенесено на этап реконструкции дороги в отличие от действующих ранее классификаций дорожных работ, в которых значительная часть мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных показателей дорог входила в состав работ по капитальному ремонту без перевода дороги в более высокую категорию, в том числе уширение проезжей части, спрямление трассы и смягчение продольного уклона отдельных участков и т.д.

В сложившихся условиях целесообразно выделить частичную и полную реконструкции дороги.

Частичная реконструкция – это совершенствование и повышение параметров и характеристик дороги с целью улучшения ее транспортно-эксплуатационных показателей в пределах установленных норм для дороги данной категории без увеличения ширины земляногополотна на основном протяжении.

Частичная реконструкция применяется в случаях, когда:

· интенсивность движения равна или несущественно выше расчетной для дороги данной категории, но на отдельных участках обеспеченные автомобильной дорогой скорость, безопасность или допустимая осевая нагрузка не отвечают возросшим требованиям;

· отсутствуют финансовые возможности для коренного переустройства дороги или экономически нецелесообразно осуществлять полную реконструкцию.

Полная реконструкция – это коренное переустройство дороги с переводом ее в более высокую категорию с целью приведения дороги в полное соответствие с требованиями сложившегося и перспективного движения автомобилей.

Полная реконструкция с расширением земляного полотна или с устройством дополнительного земляного полотна применяется в тех случаях, когда интенсивность движения на существующей дороге увеличилась в 1,5 и более раза по сравнению с расчетной для данной категории и ожидается ее дальнейшее увеличение.

Таким образом, реконструкция дороги: Комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию.

Включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных уклонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкции дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечений и примыканий и т.д.

Технология производства работ аналогична технологии строительства дороги.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s37254t2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.