Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

Нормативы

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

Если у вас есть вопросы по применению существующей нормативной документации, спросите наших экспертов expert@roszimdor.ru

Выберите ваш город Москва Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург Нижний Новгород Казань Омск Челябинск Ростов-на Дону Уфа Волгоград Красноярск Пермь Воронеж Саратов Краснодар Тольятти Тюмень Ижевск Барнаул Ульяновск Иркутск Владивосток Ярославль Хабаровск Махачкала Оренбург Новокузнецк Томск Кемерово Рязань Астрахань Пенза Набережные Челны Липецк Киров Петропавловск-Камчатский Калининград Чита Калуга Сургут Смоленск Курган Орёл Череповец Вологда Владикавказ Саранск Мурманск Якутск Тамбов Стерлитамак Кострома Петрозаводск Нижневартовск Йошкар-Ола Новороссийск Комсомольск-на-Амуре Таганрог Балашиха Сыктывкар Братск Нальчик Шахты Дзержинск Нижнекамск Орск Ангарск Химки Старый Оскол Благовещенск Великий Новгород Подольск Псков Бийск Рыбинск Балаково Южно-Сахалинск Королёв Люберцы Мытищи Норильск

В Российской Федерации существуют документы различного уровня, регулирующие содержание дорог зимой.

Существуют Международные акты, договоры и соглашения, которые поддерживает наша страна. Например, Технический регламент Таможенного союза ТР/ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

Согласно этому документу проезжая часть, остановки общественного транспорта, тротуары, обочины, съезды, стоянки транспортных средств обязательно должны очищаться от снежного покрытия.

Данный Технический регламент опирается на межгосударственные ГОСТы. Тех, что касаются зимнего содержания дорог – 4:

Данные требования являются обязательными к применению. Ниже по юридической иерархии находится Конституция Российской Федерации, Федеральные законы.

Например, ФЗ№196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» или ФЗ№7 от 10 января 2012 «Об охране окружающей среды» и ФЗ №174 от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».

Согласно им любая хозяйственная деятельность, связанная с применением химических веществ, должна проходить Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

То есть федеральные эксперты Росприроднадзора должны: а) выдать производителю заключение о том, что его противогололедные материалы не опасны для применения;

б) рассмотреть комплексно правила благоустройства отдельно взятого города (или иную документация, регламентирующую уборку снега) и выдать заключение, что данные правила в сочетании с применением разных видов реагентов и техники не приведут к ухудшению здоровья населения и экологической обстановки в населенном пункте.

Позицию Министерства природы и Росприроднадзора о законности и обязательности наличия Государственной экологической экспертизы федерального уровня у производителя и необходимости требовать данное заключение при закупках противогололедных реагентов поддержала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – с разъяснением можно ознакомиться здесь.

Зачем такие сложности? Дело в том, что, например, противогололедные материалы на основе ацетатов не обладают высокой плавящей способностью, поэтому их распыление на уже образовавшийся гололед неэффективно. Зато они отлично справляются с предотвращением образования гололеда при превентивной обработке.

Производитель антигололедных реагентов на основе ацетатов должен пройти ГЭЭ и получить положительное заключение на свою продукцию. Но это еще не дает права применять ее везде, где вздумается. Ведь у ацетатов есть один существенный недостаток.

При взаимодействии со снегом соль уксусной кислоты, коей является ацетат, частично восстанавливается до уксусной кислоты и приобретает характерный запах. Поэтому применять данный реагент в населенных пунктах не рекомендовано. Разве что на мостовых сооружениях, хорошо продуваемых ветром.

Обычно же ацетатные реагенты используются за пределами населенных пунктов.

Принять решение о том, не вызовет ли ухудшение самочувствия жителей города или не окажет ли необратимых последствий на экологию города предложенная и разработанная комитетом по благоустройству Технология зимнего содержания, где описываются не только объем и виды противогололедных реагентов, но и иные методы ликвидации снега и наледи, должна комиссия государственной экологической экспертизы при рассмотрении проекта Технологии зимней уборки города. Такие документы как Технология зимней уборки города или Правила благоустройства города являются нормативными актами муниципальных образований. По иерархии они самые низшие и должны учитывать все требования, предъявляемые вышестоящими документами к уровню содержания дорог и улиц в населенных пунктах и обеспечивать их выполнение. Но об этом чуть позже.

А пока перечислим следующие по иерархической лестнице за федеральными законами нормативные документы – федеральные подзаконные акты: постановления Правительства, санитарные правила, национальные ГОСТы. Национальных стандартов, касающихся содержания дорог и улиц – 2:

Далее следуют акты субъектов РФ и муниципальных образований. Именно сюда попадают Правила благоустройства городов, Технологии уборки, Регламенты и другие документы, которые утверждаются на уровне губернаторов, мэров или депутатов и касаются жизнеустройства города.

Право решать, как, чем и когда убирать улицы и дороги в населенном пункте отдано на откуп местным властям. С одной стороны, это правильно, потому что каждый город уникален и невозможно изобрести единые правила, подходящие для всех.

Различный климат, географическое положение, интенсивность движения диктуют разные подходы.

Печально, что к своему исключительному праву многие муниципалитеты подходят формально. Правила благоустройства зачастую представляют собой документ на 10-12 страниц, где зимнему содержанию отводится от силы полстраницы. Хотя от качества уборки снега и наледи зависит не только безопасность людей зимой, но и их здоровье и комфорт летом.

Многие населенные пункты обрабатываются сотнями тысяч тонн пескосоляной смеси, убирается все это спустя рукава, техникой, которая в принципе не способна выполнять такие задачи, что приводит к пылевым поземкам весной и летом, а также к серьезным проблемам со здоровьем у населения.

Уже давно доказано, что песок является причиной снижения иммунитета у детей, вызывает аллергию, астму, онкологические заболевания и далеко не так безопасен, как когда-то считалось. В Европе использование песка в городах запрещено. В России тоже начали обращать внимание на эту проблему. Гигиенисты и врачи все громче говорят о смертельной опасности песка на улицах и о необходимости его запрета.

В Екатеринбурге главный санитарный врач вообще обвинил мэрию в непредумышленном убийстве 300 человек. И в свете последних исследований его слова выглядят вполне серьезно.

Другой пример необдуманного применения непроверенных реагентов – история с хлористым магнием в одном небольшом городке в Пермском крае. Глава города – хороший хозяйственник. Он посчитал, что использование пескосоляной смеси не только неэффективно, но и дорого из-за высоких сопутствующих расходов.

Ему предложили купить реагент – хлористый магний. Не будучи специалистом в данном вопросе, он закупил и всю зиму использовал это средство. А весной обнаружил, что бетонные бордюры практически полностью разрушены. Дело в том, что хлористый магний негативно влияет на цементобетон.

Строителям хорошо известна магнезиальная коррозия, когда ионы магния замещают ионы кальция в бетоне, и тот начинает рассыпаться. Поэтому городу пришлось тратиться на восстановление бордюров.

И это все при том, что в настоящее время существуют противогололедные реагенты, обладающие минимальным влиянием на цементобетон, металл и другие материалы, использующиеся в дорожном хозяйстве. Нужно только правильно подобрать их для каждой зоны города. 

К тому же, отрасль не стоит на месте. Противогололедные материалы постоянно совершенствуются. Несколько лет назад на Российском рынке появились антигололедные средства в единой грануле, а зимой 2017-2018 было запущено производство нового поколения – 2хфазных противогололедных реагентов.

Такие составы состоят из жидкой и твердой фазы, которые при соединении на распределительной тарелке, повышают свою эффективность. Скорость плавления таких средств в разы выше, чем сухих ПГМ, расход меньше. Закупаются такие противогололедные материалы одним лотом, как единый продукт. Ассоциация запросила уточнения в Министерстве финансов, чтобы убедиться в допустимости таких закупок.

Ответы на наш запрос здесь и здесь. А подробней о 2хфазных реагентах можно прочесть по этой ссылке. 

При этом Технология зимней уборки – это не только перечень реагентов. Это комплекс мер и предписаний, который включает в себя метеопрогнозирование, порядок направления дорожных колонн, назначение ответственных подразделений, сроки ликвидации снежно-ледяных отложений, порядок их утилизации и многое другое.

Нормы расхода и виды противогололедных материалов всего лишь небольшая составляющая этого документа.
Очевидно, что силами департамента ЖКХ или комитета по благоустройству такой документ не создать.

Должна работать группа экспертов, имеющих возможность изучить все аспекты и совместно с дорожными работниками создать Технологию, как это было сделано в Москве.

Над этим документом трудился не один десяток специалистов, был обобщен многолетний опыт научно-исследовательских институтов, которые в настоящий момент являются членами Экспертного совета нашей Ассоциации. У Росзимдор имеется опыт создания нормативных документов различных видов, которые могут сделать жизнь зимой в городах комфортной.

Автомобильные дороги в России имеют достаточно непростую классификацию.

В первую очередь согласно ФЗ № 257 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» они делятся на дороги общего пользования, которые предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и дороги необщего пользования.

Далее идет деление на дороги:

  • федерального значения – как правило, они соединяют: * Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России (обозначаются префиксом М); *административные центры субъектов России (обозначаются префиксом Р); *подъездные и соединительные дороги (обозначаются префиксом А);*крупнейшие транспортные узлы, подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств.

Подробней об обозначениях и перечне можно прочитать здесь.

Дороги федерального значения закреплены за федеральным дорожным агентством Росавтодор и их обслуживают подведомственные Росавтодору федеральный казенные учреждения (ФКУ).

Источник: https://roszimdor.ru/normativy/

Классификация и состав работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Работы по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляются систематически (с учётом сезона года) на всем протяжении дороги по всем её элементам и сооружениям и, как правило, не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет. По усмотрению заказчика может разрабатываться проектная документация.

Состав работ по содержанию:

По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:

– систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка от мусора и посторонних предметов, планировка;

– скашивание травы и вырубка кустарника с уборкой порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом; очистка обочин от пыли и грязи;

– систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода; прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений; прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, быстротоков, перепадов и т. д.;

– исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта);

– подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин; устранение деформаций и повреждений на укреплённых обочинах;

– ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах, устройство и профилирование летних тракторных путей;

– выполнение мероприятий по обеспечению охраны природной среды;

– установление и обозначение придорожных полос автомобильных дорог.

По дорожным одеждам:

– очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов, устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;

– устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и др.), исправление кромок (бордюров) на всех типах покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов в цементобетонных покрытиях;

– ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит; защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;

– устройство защитных слоев из эмульсионно-минеральных смесей на участках шелушения и выкрашивания асфальтобетонных и цементобетонных покрытий;

– ликвидация колей глубиной до 30 мм путём укладки двух слоёв эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки по полосам наката шириной до 0,8 м; частичное фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям с заполнением колей чёрным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;

– остановка и предупреждение развития трещин и сетки трещин устройством изолирующего слоя мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами;

– восстановление изношенных верхних слоёв асфальтобетонных покрытий и укладка их вновь на отдельных небольших по протяжённости (до 20 м) участках дороги;

– исправление профиля щебеночных и гравийных покрытий с добавлением щебня или гравия; профилировка грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, восстановление профиля и улучшение их проезжей части щебнем, гравием, шлаком и другими материалами с расходом до 100 м3 на 1 километр;

обеспыливание дорог;

– уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами.

По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:

– уход за знаками, замена повреждённых и установка вновь недостающих дорожных знаков;

– удаление отслужившей, восстановление изношенной и нанесение вновь вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах искусственных сооружений;

– исправление и замена повреждённых и морально устаревших, а также установка вновь недостающих дорожных ограждений и направляющих устройств;

– содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, а также шумозащитных сооружений; исправление отдельных повреждений элементов архитектурно-художественного оформления дорог, надлежащий уход за этими элементами; очистка туалетов;

– установка и содержание в чистоте и порядке беседок, скамеек, панно и др.; обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев, содержание их в чистоте и порядке;

– окраска обстановки и элементов обустройства дорог, содержание их в чистоте и порядке;

– оборудование и содержание объездов разрушенных, подтопляемых, наледных и заносимых участков дорог, закрываемых для движения мостов;

– содержание, восстановление и устройство вновь пунктов учёта движения, снегомерных постов и постов для измерения температуры и оценки состояния дорожной конструкции и других устройств, необходимых для изучения работы дороги, её отдельных элементов и сооружений;

– содержание включённых в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других сооружений, замена ламп и светильников, вышедших из строя, проводов, кабелей и других элементов электроосвещения, ревизия трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение;

– содержание включённых в балансовую стоимость автомобильной дороги и дорожных сооружений линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением;

– содержание включённых в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений пунктов весового контроля, водомерных постов, метеопунктов и систем мониторинга погодных условий и условий движения, технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением;

– содержание включённых в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений пунктов весового контроля, водомерных постов, метеопунктов и систем мониторинга погодных условий и условий движения.

Зимнее содержание дорог:

– изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.); уход за снегозащитными сооружениями;

– изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.); создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;

– патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;

– регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и т. д.;

– очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;

– оборудование и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ;

– борьба с зимней скользкостью; восстановление существующих и создание новых баз противогололёдных материалов, устройство подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных рассолов; приготовление и хранение противогололёдных материалов; устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололёдными свойствами;

– устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения антигололёдных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных уровнях и т. д.;

– борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и утепление русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных образований;

– проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений.

Озеленение дорог:

– подготовка почвы под посадку и лесопитомники;

– выращивание саженцев (или оплата их стоимости);

– устройство снегозащитных лесных полос;

– противоэрозионные и декоративные посадки;

– уход за посадками, рубки ухода, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров; борьба с вредителями и болезнями растений;

– засев травой полосы отвода и разделительной полосы.

Прочие работы по содержанию:

– разработка по усмотрению заказчика проектно-сметной документации и её экспертиза;

– оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений;

– охрана автомобильных дорог и отдельных дорожных сооружений, сторожевая и пожарная охрана;

– ограничение в установленном порядке движения транспорта на дорогах в весенне-осеннюю распутицу;

– инвентаризация и паспортизация дорог и отвод земель;

– диагностика и оценка состояния автомобильных дорог; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания мостов, путепроводов и других сооружений; учёт интенсивности движения;

– формирование и ведение банков данных о состоянии дорог, мостов и других дорожных сооружений;

– разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки;

– учёт дорожно-транспортных происшествий и участие в расследовании причин их возникновения;

– организация дежурно-диспетчерской службы, метеорологическое обеспечение и т. д.;

инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

участка автомобильной дороги в весенне-летне-осенний период

Просмотров 1774

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-32742.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.