Концессионное соглашение по водоснабжению и водоотведению

О возможности передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках одного концессионного соглашения

Концессионное соглашение по водоснабжению и водоотведению

 Сандалова Наталья Васильевна, исполнительный директор ООО «ЛЕКС-Консалтинг»

Смотрите наши услуги в сфере концессий, концессионных соглашений

Если Вы решаете для себя вопрос о том, можно ли передать в одном концессионном соглашении объекты теплоснабжения и централизованные системы водоснабжения/ водоотведения, то эта статья направлена на то, чтобы помочь Вам увидеть все стороны этого вопроса и принять обоснованное решение.

Итак, начнем с того, что часть 21 статьи 39 Федерального закона от 21.07.

2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях» содержит далеко неоднозначную норму о том, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, не допускается.

Для начала необходимо определиться с тем, какие виды объектов коммунальной инфраструктуры существуют. В этом нам может помочь подпункт 18 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях. К объектам коммунальной инфраструктуры (или объектам коммунального хозяйства) отнесены:

  • объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  • объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
  • объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  • объекты энергоснабжения (не относящиеся к объектам по производству, передаче и распределению электрической энергии, и объектам теплоснабжения);
  • объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
  • объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
  • иные объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства (не относящиеся к вышеупомянутым).

Таким образом, объединение указанных видов в одном концессионном соглашении НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Эта классификация снимает часть вопросов, например, о том, можно ли передавать в концессию вместе объекты по производству и распределению электрической энергии и объекты теплоснабжения и т.п. вопросы.

Но остается вопрос о том, а можно ли передавать одновременно объекты теплоснабжения и централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и отдельные объекты таких систем, которые поименованы в одном пункте Закона о концессионных соглашениях, соответственно, можно допустить, что относятся к одному виду.

Федеральная антимонопольная служба своим письмом от 22 ноября 2017 года N ВК/81314/17 дала разъяснение по данному вопросу. Приведем его дословно.

«…Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях (далее – Закон о концессионных соглашениях) к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Исходя из общего правила концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 данной статьи.

Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (часть 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 21 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 данного Федерального закона, не допускается.

Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не могут быть переданы по одному концессионному соглашению:

– одновременно с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе, объектами энергоснабжения, объектами, предназначенными для освещения территорий городских и сельских поселений, объектами, предназначенными для благоустройства территорий, объектами по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектами, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

с другими объектами концессионного соглашения, предусмотренными статьей 4 Закона о концессионном соглашении.

Таким образом, в Законе о концессионных соглашениях не установлен прямой запрет на передачу в рамках одного концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также обязательное требование о наличии технологической связи между такими объектами.

Аналогичная позиция о возможности передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках одного концессионного соглашения содержится в пункте 27.4 “Рекомендаций по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики”, подготовленные Минэкономразвития России и размещенные на официальном сайте данного ведомства.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.

2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Учитывая изложенное, в рамках одного концессионного соглашения допускается передача нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся самостоятельными объектами отдельных концессионных соглашений, при условии соблюдения требований, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

При этом антимонопольный орган принимает решение о необходимости применения мер антимонопольного реагирования исходя из условий и обстоятельств конкретного случая…»

Итог письма весьма неоднозначен. Об этом хорошо написано в статье «Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России (Килинкаров В.В.), опубликованной в “Вестнике экономического правосудия Российской Федерации”, 2018, N 4. Привожу выдержку из статьи нижи.

«…В соответствии с последним разъяснением ФАС России, изложенным в письме от 22.11.2017 N ВК/81314/17 (п. 1), а также указаниями Минэкономразвития, приведенными в п. 27.4 «Рекомендаций по реализации проектов государственно-частного партнерства.

Лучшие практики», объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст.

4 Закона о концессионных соглашениях, не рассматриваются в качестве различных видов объектов концессионных соглашений и могут быть переданы по одному концессионному соглашению (в отличие от других видов объектов ЖКХ и иной инфраструктуры), что является весьма спорной позицией, учитывая буквальное толкование вышеуказанной нормы ч. 1 ст. 4.

С одной стороны, ФАС России подчеркивает, что в Законе о концессионных соглашениях не установлены прямой запрет на передачу в рамках одного концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также обязательное требование о наличии технологической связи между такими объектами. С другой стороны, приводится ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Таким образом, если развивать мысль ФАС России, объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы в рамках одного концессионного соглашения, если они технологически и функционально связаны между собой.

С нашей точки зрения, подобная трактовка законодательства, как уже сказано выше, противоречит буквальному толкованию ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях. В то же время применение ст. 17 Закона о защите конкуренции в качестве специальной нормы по отношению к концессии полностью нивелирует смысл ч. 5 ст.

4 Закона о концессионных соглашениях, допускающей заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов разного вида из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 4. При этом ФАС не разъяснила, в каких случаях такое сочетание нескольких объектов концессии в одном соглашении приведет или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На наш взгляд, в данном случае имеет место пробел в правовом регулировании, который необходимо восполнить, к примеру, путем издания постановления Правительства РФ, устанавливающего перечень случаев, дающих основания оценивать заключение концессионного соглашения по нескольким видам объектов, указанных в ч. 1 ст.

4 Закона о концессионных соглашениях, на предмет возможного недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

В данный момент правоприменительная практика по представленной проблеме складывается неоднозначно.

Имеют место явные нарушения концессионного законодательства, не привлекающие внимания ФАС России, когда заключается одно концессионное соглашение в отношении различной коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства одного муниципального образования, в том числе объектов водо- и теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, предназначенных для освещения территории, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения. В других случаях ФАС оспаривает возможность включения в один лот нескольких объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории различных муниципальных образований, но суд защищает концессионное соглашение, не оценивая при этом наличие между объектами функциональной или технологической связи, как и наличие иных признаков ограничения конкуренции…»

В заключении напрашивается идеальный вывод: чтобы максимально снизить все риски, необходимо передавать в концессию отдельно объекты теплоснабжения и отдельно централизованные системы водоснабжения и водоотведения.

К относительно малорискованным также относятся случаи, когда эти системы каким-либо образом связаны, например, когда сети по теплу и воде идут «спутником», что делает их совместную реконструкцию и эксплуатацию обоснованной технически и экономически.

2. См.: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.08.2015 N Ф02-3008/2015 по делу N А19-13258/2014

Вернуться к разделу публикаций специалистов

Источник: https://g-k-h.ru/directory/publications/155/6650/

20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Концессионное соглашение по водоснабжению и водоотведению

Процесс подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения можно условно разбить на 20 шагов:

1)     Проверка полномочий, и при необходимости – принятие представительным органом МО решения о внесении в устав муниципального образования положения о наделении местной администрации полномочиями концедента ;

2)     NEW*! Привлечение уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ для участия в проекте (разработка и согласование проекта конкурсной документации и концессионного соглашения), так как Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной КС, заключаемого в сфере ЖКХ;

3)     NEW! Инвентаризация и анализ кредиторской  задолженности эксплуатирующей организации (унитарного предприятия или учреждения) для включения в концессионную плату(нужно для того, чтобы кредиторы потом не оспорили конкурс, но на самом деле нет (пока));

Примечание: Есть смысл заключить соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект. Но поскольку есть пробелы в регулировании (невозможность оплаты долгов МУПа-банкрота без признания судом «субсидиарной ответственности»), интересы кредиторов все-таки защищены недостаточно, поэтому риски оспаривания конкурсов сохраняются.

 4)     Проведение технического обследования будущего Объекта КС;

Примечание: Акт обследования нужен для определения:

а)     уровня фактического (технического) износа объектов (соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, или отношение фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы);

б)     актуального технического состояния объекта на дату обследования;

в)     предельных сроков проведения ремонта или реконструкции объектов;

г)      технико-экономических характеристик имущества в составе будущего объекта соглашения.

5)     Разработка (актуализация) и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения или схемы теплоснабжения по результатам  технического обследования будущего Объекта КС;

6)     Составление перечня не исполненных технических условий (ТУ) и договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Те ТУ, по которым деньги уже перечислены, должна исполнить действующая эксплуатирующая организация, те обязательства, по которым деньги не перечислены, могут быть учтены в КС и переданы Концессионеру путем замены стороны в договорах на подключение;

7)     Подготовка Финансовой модели проекта с учетом особенностей тарифного регулирования;

8)     На основе Финансовой модели проекта – принятие решения об установлении платы концедента, либо софинансирования Концедентом расходов на создание (реконструкцию) /эксплуатацию объекта КС;

9)     Формирование Задания концедента , которое формируется на основании утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Задание включается в состав КД, а также КС. На основоании задания участники конкурса потом готовят Перечень мероприятий (включается в КС);

10)  Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности Концессионера;

11)  Формирование Объекта КС: Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности Концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества (касается и ОКС и «Иного имущества»);

12)  NEW! Мероприятия в отношении незарегистрированного недвижимого имущества (ННИ) (на которое пока право собственности Концедента не зарегистрировано в ГКН): подготовка перечня имущества и копий документов, подтверждающих возникновение права Концедента, публикация в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/);

Важно! Перечень ННИ должен быть опубликован за 3 месяца до принятия Решения о проведении конкурса.  

13)  Составление перечня земельных участков, вовлекаемых в процесс реализации проекта и подлежащих передаче Концессионеру, мероприятия по формированию таких земельных участков в случае необходимости;

14)  Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги, то есть выше предельного индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации (если требуется по результатам финансового моделирования);

15)  Согласование уполномоченным органом Субъекта РФ в сфере тарифного регулирования параметров тарифного регулирования и предельных значений критериев конкурса, а также предоставление цен и величин, необходимых для расчета ДВВ участников конкурса;

16) До 1 февраля соответствующего года Концедент должен утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и опубликовать его на сайте torgi.gov.ru. Соответствующий Объект КС в сфере ЖКХ должен быть внесен в этот перечень (ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

17)  Подготовка проекта Решения о заключении КС, Сообщения о проведении Конкурса, иКонкурсной документации вместе с проектом Концессионного соглашения;

Примечание: сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ст. 42, 45 и 46 ФЗ-115 устанавливают специальные требования Решения о заключении КС, Конкурсной документации и Концессионного соглашения.

В частности применяются специальные критерии конкурса:

а) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения;
б) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым
относятся:
– базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
– показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного
капитала;
– нормативный уровень прибыли;
в) а также иные критерии в соответствии со ст. 47 закона о концессионных соглашениях.

18) Решением уполномоченного органа утверждается Конкурсная документация (включая проект концессионного соглашения) и определяется состав конкурсной комиссии (не менее 5 человек)

Примечание: Может потребоваться принятие отдельного решения Совета депутатов муниципального образования о согласовании Решения о проведении конкурса или о передаче имущества по концессионному соглашению, или же согласование существенных условий концессионного соглашения (зависит от устава муниципального образования);

19)  Регистрация организатора конкурса на сайте torgi.gov.ru;

20)  Публикация на сайте torgi.gov.ru Сообщения о проведении Конкурса и Конкурсной документации включая:

а)     Проект концессионного соглашения

б)     Отчеты о техническом обследовании имущества в составе объекта КС;

в)     Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода действующего оператора;

г)      Размещаемые на официальном сайте копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных Регулятору, за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого по концессионному соглашению имущества.

*NEW! означает, что данный шаг связан с внесением изменений в Закон о концессионных соглашениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года

Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/20-shagov-dlia-podgotovki-konkursa-na-zakliuchenie-koncessionnogo-soglasheniia-v-sfere-jkh-5a7d81d28139ba29ed8d2d32

Практические вопросы заключения концессионных соглашений в отношении систем водоснабжения и водоотведения – pdf free download

Концессионное соглашение по водоснабжению и водоотведению

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА НА КОНЦЕССИОННУЮ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВКХ В УСЛОВИЯХ ДОЛГОСРОЧНОГО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОМАН ИСКЕНДЕРОВ РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Подробнее

Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ: принципы заключения концессионных соглашений 2016г. 1 Законодательная база ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения Государственно-частное партнерство в

Подробнее

Особенности реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ Образовательный семинар «Государственно-частное партнерство» 14/10/2015 Политика государства передача объектов ЖКХ частным инвесторам к 2016 г. объекты ЖКХ,

Подробнее

“О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” 7 мая 2013 года N 103-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ

Подробнее

Особенности заключения концессионных соглашений в ЖКХ Заместитель начальника управления ценообразования в энергетическом комплексе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

Подробнее

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЖКХ РАЗВИТИЕ» КОНЦЕССИИ В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЭРЖЕНА ДОНДУПОВА КЕМЕРОВО, 18 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. 1 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ИЛИ КОНЦЕССИОНЕР? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕРАТОРА КОНЦЕССИОНЕР

Подробнее

МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ 2 УСЛОВИЕ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ: ВОЗВРАТ СРЕДСТВ КОНЦЕССИОНЕРА НОРМЫ ЗАКОНА БЮДЖЕТНЫЕ

Подробнее Концессионные соглашения организаций коммунального комплекса. Регуляторный аспект Директор Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области С.М.Самойлов Курган, февраль 2017
Подробнее

Меры по реализации изменений законодательства о концессионных соглашениях Распоряжение Правительства РФ 1493-р «Об утверждении Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций»

Подробнее

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА М.Ю. ГОРБУНОВ ЯРОСЛАВЛЬ, 2015 ГОД Разработка

Подробнее

План действий (дорожная карта) при передаче объектов коммунальной инфраструктуры частным операторам на условиях концессионных соглашений п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Документация Планирование

Подробнее

Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Статья 1 Внести в Федеральный закон от 21 мая 2005

Подробнее

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ЖКХ ГОРЯЧЕВА Л.А. ИЮНЬ, 2015 ГОД Объем инвестиций

Подробнее

Реализация концессионных соглашений в сфере ЖКХ (в рамках федерального закона от 13.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» 115-ФЗ) Государственно-частное, муниципально-частное партнерство в сфере ЖКХ

Подробнее

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ЖКХ (на примере создания/реконструкции объектов тепло- и водоснабжения) МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПОДГОТОВКИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Подробнее 13 марта 2017 Реализация концессионных проектов в сфере ЖКХ Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” (275-ФЗ) Заявление об ограничении ответственности Настоящая
Подробнее

Типовое тиражируемое кредитное решение: инструмент массового привлечения инвестиций на модернизацию коммунальной инфраструктуры 29.11.2017 Цели реализации типового проекта модернизации системы теплоснабжения

Подробнее

3 июля 2016 года N 275-ФЗ Статья 1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ” Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом

Подробнее

контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области «Особенности конкурсной процедуры и содержания концессионного соглашения в случае, если объектом соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные

Подробнее

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016

Подробнее

ПРОЕКТ Положение о порядке заключения концессионных соглашений в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Бессоновский район Пензенской области 1. Общие положения 1.1.

Подробнее

Механизмы финансирования проектов развития возобновляемых источников энергии. Международный Конгресс. Возобновляемая энергетика XXI век: энергетическая и экономическая эффективность Прокофьев Владилен

Подробнее НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЖКХ РАЗВИТИЕ» КОНЦЕССИИ В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЭРЖЕНА ДОНДУПОВА 1 СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНЦЕДЕНТ передает
Подробнее

Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» Вычислительная программа по расчету дисконтированной валовой выручки Концессии в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения

Подробнее НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЖКХ РАЗВИТИЕ» КОНЦЕССИИ В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЭРЖЕНА ДОНДУПОВА 1 СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНЦЕДЕНТ передает
Подробнее

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ, ЗАКОН 458-ФЗ 1 2 4 5 2 Субъект РФ утверждает региональную программу, территориальную схему по обращению

Подробнее

Сопроводительная презентация для проведения опроса с целью разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих механизм частной инициативы заключения концессионного соглашения Разработано «Центром

Подробнее

Структурирование концессионного конкурса по водоканалам по новому законодательству Олеся Белоусова, юрист Федеральный закон 103-ФЗ 2 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ от 07.05.2013 103-ФЗ, внесший изменения

Подробнее

Проблемные вопросы применения ГЧП в ЖКХ Москва, Государственная Дума РФ 13 апреля 2015 Институт экономики энергетики и ЖКК В.Г.Колесник www.hse.ru/seeu/ Учет существенных условий концессионного соглашения

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 декабря 2015 г. 1451 МОСКВА О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию

Подробнее

Государственно-частное партнерство и долгосрочное тарифное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на примере управляемых обществ ОАО «РКС-Менеджмент» Игорь Дибцев, Президент РКС Российская

Подробнее

Как минимизировать инвестиционные риски в коммунальных концессиях Сиваев Сергей Борисович. 28.12.2017 Основные принципы деятельности Внешэкономбанк 1 Теоретические основы государственно-частного партнерства

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/43332174-Prakticheskie-voprosy-zaklyucheniya-koncessionnyh-soglasheniy-v-otnoshenii-sistem-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya.html

Алгоритм подготовки концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения

Концессионное соглашение по водоснабжению и водоотведению

Федеральный закон от 21.07.

2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.

В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:

1. Определение состава сторон концессионного соглашения

По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов – прерогатива региона.

При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион – третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий[1].

Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть здесь.

2. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом – в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента[2] и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже).

Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему.

С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.

3. Техническое обследование имущества

Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию[3].

Цель обследования – выявление реального состояния коммунальной системы.

Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.

4. Оценка правового статуса имущества

По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г.

для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества).

Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки – к нему применяются особые правила включения в состав объекта.

5. Подготовка задания

Задание концедента – основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.

Об аспектах подготовки задания см. здесь.

6. Принятие решения о судьбе текущего оператора

Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).

Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора – Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату[4].

7. Получение тарифной и иной информации

Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:

расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).

Такая информация включается в конкурсную документацию[5].

8. Подготовка проекта концессионного соглашения

При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения)[6], так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся[7].

[1] Часть 2 статьи 40 Закона о концессиях.

[2] Часть 2 статьи 45 Закона о концессиях.

[3] Пункт 12 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.

[4] Часть 2 статьи 41 Закона о концессиях.

[5] Часть 1 статьи 46 Закона о концессиях.

[6] Пункт 2 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.

[7] Часть 1.2 статьи 36 Закона о концессиях.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/01/09/algoritm_podgotovki_koncessionnogo_konkursa_v_sfere_teplo-_i_vodosnabzheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.