Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения это

20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения это

Процесс подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения можно условно разбить на 20 шагов:

1)     Проверка полномочий, и при необходимости – принятие представительным органом МО решения о внесении в устав муниципального образования положения о наделении местной администрации полномочиями концедента ;

2)     NEW*! Привлечение уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ для участия в проекте (разработка и согласование проекта конкурсной документации и концессионного соглашения), так как Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной КС, заключаемого в сфере ЖКХ;

3)     NEW! Инвентаризация и анализ кредиторской  задолженности эксплуатирующей организации (унитарного предприятия или учреждения) для включения в концессионную плату(нужно для того, чтобы кредиторы потом не оспорили конкурс, но на самом деле нет (пока));

Примечание: Есть смысл заключить соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект. Но поскольку есть пробелы в регулировании (невозможность оплаты долгов МУПа-банкрота без признания судом «субсидиарной ответственности»), интересы кредиторов все-таки защищены недостаточно, поэтому риски оспаривания конкурсов сохраняются.

 4)     Проведение технического обследования будущего Объекта КС;

Примечание: Акт обследования нужен для определения:

а)     уровня фактического (технического) износа объектов (соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, или отношение фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы);

б)     актуального технического состояния объекта на дату обследования;

в)     предельных сроков проведения ремонта или реконструкции объектов;

г)      технико-экономических характеристик имущества в составе будущего объекта соглашения.

5)     Разработка (актуализация) и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения или схемы теплоснабжения по результатам  технического обследования будущего Объекта КС;

6)     Составление перечня не исполненных технических условий (ТУ) и договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Те ТУ, по которым деньги уже перечислены, должна исполнить действующая эксплуатирующая организация, те обязательства, по которым деньги не перечислены, могут быть учтены в КС и переданы Концессионеру путем замены стороны в договорах на подключение;

7)     Подготовка Финансовой модели проекта с учетом особенностей тарифного регулирования;

8)     На основе Финансовой модели проекта – принятие решения об установлении платы концедента, либо софинансирования Концедентом расходов на создание (реконструкцию) /эксплуатацию объекта КС;

9)     Формирование Задания концедента , которое формируется на основании утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Задание включается в состав КД, а также КС. На основоании задания участники конкурса потом готовят Перечень мероприятий (включается в КС);

10)  Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности Концессионера;

11)  Формирование Объекта КС: Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности Концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества (касается и ОКС и «Иного имущества»);

12)  NEW! Мероприятия в отношении незарегистрированного недвижимого имущества (ННИ) (на которое пока право собственности Концедента не зарегистрировано в ГКН): подготовка перечня имущества и копий документов, подтверждающих возникновение права Концедента, публикация в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/);

Важно! Перечень ННИ должен быть опубликован за 3 месяца до принятия Решения о проведении конкурса.  

13)  Составление перечня земельных участков, вовлекаемых в процесс реализации проекта и подлежащих передаче Концессионеру, мероприятия по формированию таких земельных участков в случае необходимости;

14)  Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги, то есть выше предельного индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации (если требуется по результатам финансового моделирования);

15)  Согласование уполномоченным органом Субъекта РФ в сфере тарифного регулирования параметров тарифного регулирования и предельных значений критериев конкурса, а также предоставление цен и величин, необходимых для расчета ДВВ участников конкурса;

16) До 1 февраля соответствующего года Концедент должен утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и опубликовать его на сайте torgi.gov.ru. Соответствующий Объект КС в сфере ЖКХ должен быть внесен в этот перечень (ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

17)  Подготовка проекта Решения о заключении КС, Сообщения о проведении Конкурса, иКонкурсной документации вместе с проектом Концессионного соглашения;

Примечание: сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ст. 42, 45 и 46 ФЗ-115 устанавливают специальные требования Решения о заключении КС, Конкурсной документации и Концессионного соглашения.

В частности применяются специальные критерии конкурса:

а) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения;
б) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым
относятся:
– базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
– показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного
капитала;
– нормативный уровень прибыли;
в) а также иные критерии в соответствии со ст. 47 закона о концессионных соглашениях.

18) Решением уполномоченного органа утверждается Конкурсная документация (включая проект концессионного соглашения) и определяется состав конкурсной комиссии (не менее 5 человек)

Примечание: Может потребоваться принятие отдельного решения Совета депутатов муниципального образования о согласовании Решения о проведении конкурса или о передаче имущества по концессионному соглашению, или же согласование существенных условий концессионного соглашения (зависит от устава муниципального образования);

19)  Регистрация организатора конкурса на сайте torgi.gov.ru;

20)  Публикация на сайте torgi.gov.ru Сообщения о проведении Конкурса и Конкурсной документации включая:

а)     Проект концессионного соглашения

б)     Отчеты о техническом обследовании имущества в составе объекта КС;

в)     Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода действующего оператора;

г)      Размещаемые на официальном сайте копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных Регулятору, за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого по концессионному соглашению имущества.

*NEW! означает, что данный шаг связан с внесением изменений в Закон о концессионных соглашениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года

Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/20-shagov-dlia-podgotovki-konkursa-na-zakliuchenie-koncessionnogo-soglasheniia-v-sfere-jkh-5a7d81d28139ba29ed8d2d32

Об особенностях заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2015 года №10371-АЧ/04

Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения это

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 103-ФЗ) внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие особенности заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – объекты коммунальной инфраструктуры).

Основные изменения, внесенные Федеральным законом N 103-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2014 года. Вместе с тем анализ концессионных соглашений, заключенных за период 2014-2015 годов, показал, что в большинстве случаев концессионные соглашения не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон о концессионных соглашениях), в том числе в части положений, внесенных Федеральным законом N 103-ФЗ.

В целях обеспечения заключения концессионных соглашений, соответствующих действующему законодательству и обеспечивающих баланс интересов сторон соглашения, Минстрой России обращает внимание на следующее.

1. Наиболее часто встречающимся нарушением является отсутствие в концессионных соглашениях необходимых существенных условий, предусмотренных статьей 10 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, в случае отсутствия в концессионных соглашениях существенных условий, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, такие соглашения считаются незаключенными.

Считаем необходимым отметить, что Федеральным законом N 103-ФЗ перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении, значительно расширен. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, порядок возмещения расходов концессионера.

2. Федеральным законом N 103-ФЗ введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию объекты коммунальной инфраструктуры без принятия на себя обязательств по модернизации (созданию, реконструкции) имущества за счет привлеченных средств.

Обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции (модернизации) объекта концессионного соглашения, а также осуществления деятельности с его использованием должны быть указаны в концессионном соглашении.

Указанные обязательства необходимо отражать в виде основных мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий.

Причем обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В концессионном соглашении должны быть также определены сроки работ по строительству (реконструкции, модернизации), сроки ввода в эксплуатацию объектов, сроки осуществления деятельности.

При этом целесообразно устанавливать сроки выполнения работ по строительству (реконструкции, модернизации) в первые годы срока действия концессионного соглашения (например, 3-7 гг. в зависимости от срока действия концессионного соглашения).

3. Концессионное соглашение должно содержать описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

При описании объекта концессионного соглашения необходимо отражать следующие характеристики: тип системы коммунальной инфраструктуры, количество основных объектов (например, котельных, источников водоснабжения, трансформаторных подстанций, насосных станций, очистных сооружений и т.д.), общую протяженность сетей по их видам, сведения о потерях ресурсов на объектах имущества.

При описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели – сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту.

Кроме того, необходимо указать основные технические характеристики объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектов оборудования, которыми оснащены объекты недвижимого имущества.

Аналогичным образом необходимо описывать объекты иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

4. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера должны быть согласованы с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

5. Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов устанавливаются на каждый год срока действия концессионного соглашения.

6. При определении порядка возмещения расходов концессионера, не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, а также при досрочном расторжении концессионного соглашения необходимо учитывать следующее.

В концессионном соглашении должны быть перечислены виды расходов концессионера, подлежащие возмещению.

Такие расходы по составу должны соответствовать составу инвестиционных расходов концессионера (например, расходы на создание, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объекта соглашения).

Кроме того, необходимо указывать срок, в течение которого не возмещенные за счет тарифа расходы возвращаются концессионеру. В соответствии с частью 1.

3 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях такой срок не может превышать 2 лет при непродлении срока действия концессионного соглашения, а также 5 лет – при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, или при условии возмещения указанных расходов, с учетом нормы доходности инвестированного капитала.

7. В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечением исполнения обязательств по концессионному соглашению может быть только безотзывная банковская гарантия.

Банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 1188 “Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем”.

В концессионном соглашении требуется указать размер банковской гарантии на каждый год действия банковской гарантии, а также срок действия банковской гарантии.

8. Установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения. При этом метод тарифного регулирования указывается в концессионном соглашении.

Пунктом 14.

1 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 года N 1493-р (далее – План) предусмотрено проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных предприятий государственных и муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно графикам не позднее 1 января 2016 года.

В целях оказания методической помощи в подготовке и реализации концессионных соглашений Минстрой России подготовил типовую конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры с учетом законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Указанная документация размещена на официальном сайте министерства в разделе “Документы” – “Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры” http://minstroyrf.ru/docs/3603/

С целью своевременного исполнения Плана прошу довести указанные разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и информацию до заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

А.В.Чибис

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420268610

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.