Концессия водоснабжения что это такое

Что есть концессия водоканала?

Концессия водоснабжения что это такое

– Это странное слово — “концессия”

– Российский  и  мировой  опыт передачи воды в частные руки

– Концессия это неизбежность или…?

– Смогут ли власти  контролировать цены на воду?

 На днях все ленты местных информагентств облетела новость, что документы для объявления конкурса по передаче МУПП “Саратовводоканал” в концессию будут готовы в середине октября. Об этом сообщил заместитель главы администрации города Дмитрий Федотов.

 По его словам, “решение об объявлении конкурса на концессию остается за главой администрации”. “Мы сейчас готовим все документы для объявления конкурса. Я думаю, что через месяц, то есть в середине октября, они уже будут готовы. Интерес к МУПП проявляют многие.

Здесь и компании, которые давно уже работают в этой сфере, есть и крупные инвестиционные группы. Но от интереса до собственно концессии достаточно далеко.

Вопрос еще заключается в том, что для участия в концессии будет указана достаточно большая сумма”, – заявил Дмитрий Федотов и обратил внимание, что “если законодательство не изменится, то все будет нормально“.

 И сразу же практически у всех горожан возникает вопрос, что будет нормально? Что имел ввиду Дмитрий Федотов? Почему это делается без публичного обсуждения?

По моему мнению, такой жизненно важный и стратегический объект как водоканал без учёта мнения людей передавать в частные руки нельзя. Всё должно быть предельно открыто, люди должны знать какие последствия концессии их ждут.

Наконец, смогут ли власти контролировать цены на воду для горожан? Плюс ко всему на лицо явилось некоторое недопонимание властей города и области в этом вопросе.

Правительство области высказало иную точку зрения. Заместитель председателя правительства региона Павел Большеданов затронул вопрос передачи в концессию городского предприятия.

Он привел пример других регионов, где аналогичные компании также были переданы в концессию, однако, по признанию зампреда, “на техническом уровне ничего не поменялось”.

Большеданов подчеркнул, что “организационное решение” не отдавать МУПП в концессию принято и “меняться не будет”.

И так, мы имеем две противоположные точки зрения властей, так что же такое концессия, и как отразится она на простых саратовцах? В этом вопросе я и попытался разобраться.

Для начала немного предистории этого вопроса.

В Начале текущего года власти города сообщили, что спасти МУП способна лишь передача в концессию. “Износ сетей составляет более 80%, кредиторская задолженность превысила 600 млн. рублей, энергетики грозятся отключением”.

На одном из заседаний Госсовета президент РФ Владимир Владимирович Путин заявил о том, что нужно использовать в ЖКХ форму государственно-частного партнерства. В модернизацию коммунального хозяйства нужно вложить примерно девять триллионов рублей. Понятно, что таких средств у бюджетов всех уровней нет, поэтому надо привлекать частные средства.

И форма концессии в ГЧП является флагманом.

Владимир Владимирович Путин неоднократно повторял, что мнение народа необходимо учитывать, и оно является приоритетным по многим вопросам, особенно когда это касается жизненно важных сфер коей и является вода.

Но, к сожалению, чиновники у нас “сами себе режиссёры” и в 2013 году в концессию были переданы “Водоканалы” Перми и Воронежа. Причем пермское соглашение с ОАО “Российские коммунальные системы” было заключено на, крайне выгодных для концессионера условиях и подразумевает нулевую концессионную плату. Взамен “РКС” вкладывает в модернизацию сетей 3 млрд.

рублей – до 2022 года, и еще 8 млрд. рублей – до 2054 г. Источник инвестиций не расшифровывается, но ясно, что значительная – если не вся, доля, будет включена в тариф.

Именно так это произошло в Тольятти, где ООО “Волжские коммунальные системы” (входит в холдинг ОАО “РКС”) был полностью передана жилищно-коммунальная инфраструктура двух из трех районов города.

 Скандал разразился и в более близком к нам, Воронеже – активы местного “Водоканала” передали “РВК-Воронеж” по цене, которая оказалась заниженной в четыре раза.

Имущество было отдано в концессию на 30 лет за 800 миллионов рублей, взамен “РВК-Воронеж” обещала реализовать за три года масштабную инвестпрограмму с объёмом финансирования не менее 2 млрд.

Однако вскоре концессионер провел переоценку имущества, в результате которой стоимость повысилась с 2 млрд. до 8 млрд. рублей. Таким образом, компания получила возможность не платить налог на прибыль в течение 10 лет.

Что касается “Саратовводоканала”, то по сообщениям СМИ, в качестве возможных концессионеров в разное время назывались “Росводоканал”, “РусГидро”, уже упоминавшиеся “Российские коммунальные системы”, УК “Лидер”. Последняя компания проявляла также интерес и к областному ГУП “Облводоресурс”.

“Саратовводоканал” признан,  кстати, одним из самых неэффективных предприятий России. В рейтинге фундаментальной эффективности российских предприятий, составленном агентством Интерфакс-ЭРА, он занимает 4016 место со средней динамикой эффективности в 2000-2012 гг. минус 1,32% в год.

 Конечно, “концессия” — слово странное. Остап Бендер и Киса Воробьянинов тоже, если помните, были концессионерами. С тех пор значение слова, безусловно, поменялось. В “западной” системе координат концессионер владеет имущественным комплексом.

У нас же, в случае водоканала, имущественный комплекс не отчуждаем от муниципалитета в частную собственность, об этом гласит и ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении”. Концессия в это вероятнее всего аренда, но своеобразная, без арендной платы.

Рассмотрим пример города Перми. По сообщениям местных СМИ, до 2054 года в модернизацию коммунальных сетей Перми будет инвестировано более восьми миллиардов рублей. Это предусматривает концессионное соглашение, подписанное главой администрации Перми и председателем совета директоров ОАО “Российские коммунальные системы” (РКС). Соглашение подразумевает нулевую концессионную плату.

В концессионном соглашении четко прописано, что, освобождаясь от концессионной платы, коммунальный оператор целевым образом вкладывает в модернизацию сетей фиксированную сумму. До 2022 года – три миллиарда рублей. А до 2054 года в развитие коммунальной инфраструктуры Перми – водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – должно быть вложено еще более восьми миллиардов рублей.

Переход на концессию, по мнению заинтересованных специалистов, позволит привлекать более крупные и “длинные” банковские кредиты на инвестпроекты, что по их словам упростит сам механизм их реализации. По их мнению, мировая практика тоже свидетельствует: средства, вложенные в водоснабжающие структуры — самые дешевые и длинные в мире.

При этом текст концессионного соглашения засекречен, и известно лишь, что администрация Перми взяла на себя обязательство “направить на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения не менее 3,5 млрд. рублей”.

Вот такая “красивая” история получилась с тайной для народа, и скорее всего с последствиями в виде повышения цен на воду.

А вот, как следует из того же зарубежного опыта, В мире приватизированные водоканалы только в Чили и Аргентине, а в Европе – в Англии. В других странах не приватизируются.

По причине того, как считают эксперты, что для водных концессий характерны отсутствие надзора и контроля со стороны властей за переданными объектами, усугубляющееся из-за отсутствия прозрачности, характерного для концессионной формы управления, отсутствие конкуренции, рост цен и т.д.

Так, например, в Париже, где службы водоснабжения и канализации были отданы в концессию в 1985 году.

Приватизация систем водоснабжения и канализации французской столицы в 1985 году объясняется отнюдь не интересами парижан, а интересами партии Жака Ширака в бытность его мэром Парижа, и меркантильных интересов его сподвижников.  Но, к счастью для парижан, концессия просуществовала недолго.

После того как цены на воду начали стабильно расти на 10% в год народ естественно возмутился, и мэрия Парижа вынуждена была исполнить волю горожан, вернув водоканал в собственность города.

Вот такой вот поучительный пример!

Эксперты и аналитики считают, что для водных концессий характерно повсеместное отсутствие прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, и неподконтрольность властям.

Поэтому власти, прежде чем принимать стратегические решения, обязаны всё объяснить людям и не просто рассказать обо всех плюсах и минусах, а в прямом смысле слова, спросить мнение жителей. И так же властям города было бы неплохо прислушаться к мнению руководства области и вместе найти то решение проблемы, которое не навредит простым горожанам.

В современном мире вода – стратегический ресурс, и мы как жители Саратова обязаны иметь активную гражданскую позицию  во всём, что связано с этим вопросом.

Источник: https://www.vzsar.ru/blogs/1774

Концессия: во что это «выльется»?

Концессия водоснабжения что это такое

проблема российской сферы ЖКХ – острый дефицит средств.

У государственных и местных органов власти, на балансе которых в основном находится все коммунальное хозяйство нашей страны, нет денег на модернизацию и установку нового оборудования, на обучение персонала и на приличную зарплату. Даже на банальное латание дыр – устранение последствий многочисленных аварий и ремонтно-восстановительные работы – средств катастрофически не хватает.

Выход из кризисной ситуации есть – допуск на рынок частных компаний-операторов, которые могли бы обеспечить модернизацию инженерных систем, трубопроводов и прочих коммуникаций за счет собственных или привлеченных средств.

«Сегодня привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, развитие государственно-частного партнёрства — одно из ключевых направлений жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время именно квалифицированный частный оператор, привлекаемый к управлению инфраструктурой на конкурсной основе и способный обеспечить инвестиции, поможет поднять „коммуналку“ на должный уровень»

заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис

В соответствии с последними законодательными изменениями единственно возможной формой государственно-частного партнёрства применительно к объектам коммунальной инфраструктуры является концессия.

Концессия (от лат. concessio – разрешение, уступка), договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам.

БСЭ

В марте 2012 года ООО «Водоканалсервис» одним из первых в Костромской области заключило соглашение долгосрочного управления городскими сетями и объектами водоснабжения и водоотведения в г. Шарья – договор концессии.

Принятый в 2005 году Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определяет порядок и возможности привлечения частных инвестиций в российское ЖКХ с механизмом концессионного покрытия.

Цели данного закона – привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

Для справки:

Суть концессионного соглашения состоит в том, что администрация муниципалитета передает организации на длительный срок в управление городские сети и объекты водоснабжения и водоотведения, а компания, в свою очередь, обязуется в течение этого времени обслуживать городское имущество и качественно оказывать услуги водоснабжения и водоотведения. Весь имущественный комплекс при этом остается в собственности муниципалитета.

«В нашем договоре концессии зафиксированы требования к ООО «Водоканалсервис», как к гарантирующему поставщику услуги по водоснабжению.

Кроме того, обязательным приложением к договору концессии является перечень объектов, подлежащих реконструкции, разработанный совместно с администрацией городского округа город Шарья, в числе таких объектов и насосно-фильтровальная станция, с модернизацией которой качество питьевой воды в городе будет выше»

Генеральный директор ОАО «УК Русэнергокапитал» Андрей Игоревич Дмитриев

ООО «Водоканалсервис» работает на территории г. Шарья с ноября 2011 года. В 2011-2012 годах наблюдались превышения нормативов качества воды по цветности, мутности и железу. В особенности данные превышения наблюдались в периоды паводков из-за ухудшения качества исходной воды в реке Ветлуга.

«Проблемы в сфере водоснабжения копились десятилетиями, ни для кого не секрет, что и сети и оборудование давно устарели и требуют модернизации. График реконструкции имущественных комплексов утвержден – мы полностью его соблюдаем.

Тем не менее, контролирующие органы – Роспотребнадзор, Росприроднадзор накладывают штрафы за качество воды, даже при малейших отклонениях от норм, не принимая во внимание сроки выполнения инвестиционных мероприятий.

А ведь состояние оборудования таково, что разом все проблемы решить нереально»

Генеральный директор ОАО «УК Русэнергокапитал» Андрей Игоревич Дмитриев

В течение трех лет деятельности ООО «Водоканалсервис» проведен ряд мероприятий, направленных на улучшение качества воды: внедрено применение коагулянта сульфата алюминия повышенной концентрации, оборудована станция нейтрализации исходной воды пищевой содой, для повышения щелочности воды в паводковый период, произведена замена дозирующих насосов реагентного хозяйства, проведена работа с персоналом насосно-фильтровальной станции направленная на строгое соблюдение технологии очистки воды. В результате начиная с 3 квартала 2013 года по настоящее время, качество питьевой воды в резервуарах чистой воды соответствует нормативным требованиям СанПиН.

Насосно-фильтровальная станция, которую сейчас обслуживает организация, была спроектирована и запущена в работу 60 лет назад.

Оперативная работа аварийной и абонентской службы ООО «Водоканалсервис», установка приборов учета, восстановление запорной арматуры – все это способствовало заметному снижению потерь воды в сетях, снижению объема воды, подаваемой в распределительную сеть, а значит и нагрузки на насосно-фильтровальную станцию.

«Начинать работу ООО «Водоканалсервис» было очень непросто. Мы столкнулись с целым рядом проблем. И дело не только в высокой степени износа сетей и оборудования. Настороженность была со стороны населения.

Уровень доверия жителей к такой сложной отрасли как ЖКХ вообще довольно низкий, а к предприятию частной формы собственности вообще зачастую предвзятое отношение.

Но негатив со стороны потребителей нам удалось смягчить путем снижения тарифа с помощью целого комплекса мероприятий по снижению издержек и оптимизации затрат»

Генеральный директор ОАО «УК Русэнергокапитал» Андрей Игоревич Дмитриев

Несмотря на катастрофический уровень недофинансирования сферы водопроводного и канализационного хозяйства, в условиях постоянно повышающихся экологических требований ООО «Водоканалсервис» внедряет на практике современные, и что немаловажно, отечественные научные разработки.

18 июля 2014 года на очистных сооружениях г.

Шарьи запущена новая биотехнология очистки сточных вод с использованием био-регулятора «Биофокс-оксидол» – эффективной высококонцентрированной смеси ферментов, пробиотиков и органических катализаторов, предназначенных для разложения органических веществ до их простых природных компонентов, которые легко и естественно впитываются окружающей средой.

Кроме очевидной пользы для эко-системы района, ожидаемый дополнительный эффект от внедренной ООО «Водоканалсервис» системы биотехнологии очистки сточных вод – это повышение энергоэффективности в виде 20%-ного снижения затрат электроэнергии для аэрации (подачи воздуха) очистных резервуаров.

Радужную для шарьинской экологии картину заметно омрачает экономическая ситуация. Проблема неплатежей и стабильно растущего объема дебиторской задолженности влечет за собой целый ряд последствий.

Одним из самых серьезных последствий является усугубляющийся каждый год дефицит оборотных средств предприятия. ООО «Водоканалсервис» вынуждено привлекать заемные средства для проведения срочных аварийных работ, для обязательных платежей за электроэнергию.

Таким образом неплатежи в ЖКХ могут рано или поздно парализовать отрасль.

Есть и еще одна проблема – регулирование тарифов, больная тема и для потребителей, и для инвесторов.

При существующей политике искусственного ограничения тарифа, сформированного без учета расходов на капитальный ремонт, при отсутствии разработанной региональной концепции развития водно-канализационного хозяйства, без выполнения региональным и муниципальным бюджетом своих обязательств по софинансированию инвест-проектов, перевести отрасль из убыточных в разряд стабильно и эффективно работающих – невозможно.

Источник: https://www.vodokanalservis.ru/news/3471-koncessiya-vo-chto-eto-viletsya

Концессия ЖКХ – что это такое простыми словами?

Концессия водоснабжения что это такое

В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве всё больше внимания уделяется такой форме договора, как концессия.

Другими словами, взаимовыгодному сотрудничеству частных собственников и государственных структур.

Сущность концессии в ЖКХ

Такого рода соглашение представляет собой партнёрские отношения желающих инвестировать в государственные объекты, нуждающиеся в реконструкции. Что является основанием для передачи этой недвижимости в эксплуатацию частнику.

Тогда как инвестирующий принимает условие о больших капиталовложениях в создание или ремонт тех или иных объектов, с учётом получения в дальнейшем хорошего дохода.

Такое взаимодействие государства и собственника (сокращённое название ГЧП) считается самым подходящим для обновления и оздоровления жилищно-коммунального хозяйства с помощью инвесторов, ведь сами здания и оборудование полностью сохраняются за государством. То, что это сотрудничество отлично подходит для обеих сторон – вполне очевидно.

В основе партнёрских отношений лежит федеральный закон за номером 115, о порядке заключения таких соглашений, а также постановление правительства под номером 748. которым утверждена типовая форма уступки прав частнику.

Как правило, одной из сторон при передаче в эксплуатацию технических сооружений, используемых в водопроводном, канализационном или тепловом хозяйстве, всегда выступает региональная власть, представляющая интересы государства.

К сведению! Иностранцы не могут участвовать в сделке, партнёрство доступно только российским предпринимателям.

В жилищно-коммунальном хозяйстве подписание такого соглашения возможно только при наличии следующих параметров:

  • длительный срок договора;
  • чёткие акценты, определяющие основные цели и задачи подписанного соглашения сторон в отношении реконструкционных или строительных работ;
  • конкретика в определении вкладываемой инвестиционной суммы, сверх которой обязательства предпринимателя заканчиваются;
  • выполнение частником определённых требований, в том числе энергосбережение, качественное выполнение работ, гарантия надёжности;
  • порядок получения своих затрат подрядчиком, в случае, когда соглашение уже истекло, а деньги ещё недополучены.

Нельзя сказать о том, что сотрудничество частных собственников и государственных органов абсолютно прибыльно, известно и о многих недостатках.

Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ

Среди преимущественныхсторон можно назвать:

  • открывающаяся перспектива реконструкции и модернизации жилищно-коммунальных зданий и сооружений без привлечения государственных денег;
  • период эксплуатации объектов предпринимателями ограничен конкретными сроками, тогда как сами имущественные комплексы как были государственными либо муниципальными, так и остаются;
  • такая форма уступки прав предусматривает сохранение за государством возможности наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью частника.

Если поближе познакомиться с существующей практикой, то такого рода форма не так уж и безоблачна:

  • разработка проектно-сметной документации, конкурсного пакета, ведение торгов, земельный кадастр и многое другое предусматривает определённую долю вложений из областных и муниципальных денег, минимальный объём которых составляет 20% от необходимых сумм;
  • непросто подобрать подходящего, достаточно состоятельного бизнесмена, который запросто потратит большие деньги на жилищно-коммунальную сферу, обычно заняться этим хотят предприниматели средней руки, а то и вовсе изменившие форму собственности муниципальные структуры, которые не имеют нужной суммы.

Чтобы соглашения в виде концессии работали, создан специальный фонд, содействующий реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Участвуя в нём, предпринимателям предписано в первую очередь обратить внимание на небольшие города и сёла с числом проживающих не больше 250 тысяч человек.

При этом условия финансирования предполагают, что вложения инвестирующего должны быть не менее 20% от абсолютных затрат. Из фонда же средства могут быть получены в пределах трёхсот миллионов рублей.

В случае, когда бизнесмен нарушил установленные концессией сроки, не выполнил намеченное и остался должен перед фондом – проект не удался. Хотя чаще всего, в связи с упадочным состоянием ЖКХ, это и не является его виной.

Как заключить концессию в ЖКХ

После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:

  • подать заявку в местную администрацию;
  • исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
  • комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
  • когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
  • предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.

Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:

  1. Описательная характеристика объекта уступки прав.
  2. О периоде, когда договор будет действителен.
  3. О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
  4. О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
  5. При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
  6. Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
  7. Банковские гарантии.
  8. Данные о субъектах и их подписи.

Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.

Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ

Предметом уступки прав может стать любой объект ЖКХ (инженерные сети, электроподстанции, тепловые котельные), но при этом важно:

  • государственная собственность должна быть официальной;
  • в обязательном порядке оформляется уступка прав на объект.

Из-за этого часто бывают проблемы при подписании договоров, т.к. часть трасс до сих пор не имеет правоустанавливающей документации, а некоторые, даже имея полный пакет, не могут рассматриваться для инвестиций из-за скопившихся долгов.

Все необходимые шаги для снятие этих вопросов предпринимаются на уровне Правительства РФ.

По статистическим данным, за 2017 г. количество заключённых концессий в ЖКХ, имеющих успех, изрядно выросло.

Источник: https://fin-atlas.ru/kontsessiya-zhkh-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Концессия по водоснабжению: быть или не быть?

Концессия водоснабжения что это такое

То, что Новошахтинску на реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства дадут почти триста миллионов рублей, газета «Знамя шахтера» писала не раз.

Прошел год, о концессии разговор так и идет, а реальных действий по масштабной перекладке сетей пока нет.

В чем причина? На самы/е злободневные вопросы о водоснабжении в Новошахтинске ответил генеральные директор ООО «Водные ресурсы!» Александр Иванов.

– Почему было принято решение о концессионном соглашении?

– Новошахтинск в плане водоснабжения – достаточно сложный город. Особенно остро это стало очевидно в 2015 году, когда из-за обмеления Соколовского водохранилища уровень воды упал до критической отметки и фактически без воды остались два города — Новошахтинск и Красный Сулин. Нужно было предпринимать какие-то меры. Именно тогда – два года назад -инициативная группа собралась на уровне заместителя губернатора Ростовской области с вопросом, что же делать, как нормализовать ситуацию с водоснабжением этих территорий? Эти города настолько проблемные, что какая бы организация ни пришла, она самостоятельно не сможет решить эти вопросы, поэтому нужно было принимать меры, привлекать бюджетные средства, средства инвесторов. Но у частного инвестора, который готов дать необходимую сумму, один вопрос — когда эти деньги ему вернутся? По нашим подсчетам, чтобы переложить все проблемные сети в Новошахтинске, а это около 300 километров, нужно около миллиарда рублей. Мы понимаем, что сделать это только за счет средств частного инвестора невозможно, нужны и бюджетные деньги. Мы вышли на Фонд содействия реформированию ЖКХ, доказали необходимость реконструкции и получили согласие на софинансирование. То есть часть средств будет от инвестора, частично деньги выделит Фонд содействия реформированию ЖКХ. При таком соотношении экономика процесса срастется, мероприятия будут выполнены и будет достигнут желаемый эффект.

– Что тогда будет с тарифами на воду? Средства инвестора ведь тоже присутствуют?

– Речь идет о том, чтобы не допустить значительного роста тарифа для граждан. Собственно говоря, для этого и нужно участие средств концедента (бюджетных средств). Выплата конце-дентом (правительством региона) своей части софинансирования на стадии строительства и эксплуатационной субсидии позволяет минимизировать рост тарифов для населения при сохранении инвестиционной привлекательности срока окупаемости для частного инвестора. А после реализации мероприятий и возврата средств заемщика тариф уменьшится.

– Получается, что теоретически сделать тариф, как, например, в других регионах, адекватным, практически невозможно?

– Возможно, но для этого нужны очень большие финансовые вложения, в несколько миллиардов рублей. Практически нужно переложить все сети полностью, выполнить еще очень много мероприятий для этого, но это уже вопрос дальнейшей перспективы на следующем этапе развития.

– Вернемся к нашей концессии. На чем остановился процесс?

– В Фонде содействия реформированию ЖКХ одобрили заявки области, были отыграны два конкурса на концессионное соглашение: на водоотведение и водоснабжение. Часть денег из фонда поступила, и концессионное соглашение на водоотведение было практически полностью выполнено. Кстати, недавно приезжали проверяющие из Фонда и остались очень довольны тем, что мы сделали, признав, что у нас одно из лучших состояний ведения концессии. В отношении конкретно города Новошахтинска могу сказать, что мы не стоим на месте и только в этом году в рамках производственной программы переложили 10 километров сетей. Положительный эффект от этого уже ощутимый – значительно сокращена потеря воды в двух городах – Новошахтинске и Красном Сулине. С целью улучшения ситуации с водоснабжением этому вопросу мы уделяем особое внимание.

– Что дала эта концессия по водоотведению?

– Одной из главных для предприятия задач по водоотведению была реконструкция канализационных сетей в поселке Самбеке – были построены новый шестикилометровый напорный коллектор и насосная станция. Таким образом, была решена как экологическая, так и социальная проблема поселка. Ведь ранее стоки просто вытекали на улицу, и нам приходилось их вывозить с использованием спецтехники, а это – большие затраты. На сегодняшний день все успешно работает.

– Почему не выполняются работы по концессионному соглашению по водоснабжению?

-Заявка на финансирование по водоснабжению регионом (Ростовской областью) была подана и было получено одобрение по ней, однако денежные средства на это выделены не были. Ростовская область планировала получить из Фонда содействия реформированию ЖКХ порядка 280 миллионов рублей и направить их на исполнение концессионного соглашения по водоснабжению. А поскольку указанные денежные средства еще не выделены, мы не можем начать исполнять свои обязательства, так как не знаем, будет ли финансирование в рамках концессионного соглашения. В противном случае наша компания понесет колоссальные убытки. В настоящее время по этому вопросу мы проводим переговоры и с министерством ЖКХ Ростовской области, и с муниципалитетом. Причины задержки финансирования нам неизвестны. Пока сдвинуть ситуацию с мертвой точки своими силами не получается. Работаем совместно с муниципалитетом Новошахтинска. Все-таки надеемся, что соглашение будет реализовано, тогда качество водоснабжения в городе значительно улучшится.

– Сколько километров водопровода в рамках концессии должно быть переложено?

– В рамках концессии у нас запланирована модернизация 24 километров сетей в Новошахтинске, 14 километров в Красном Сулине, 10 километров магистрального водовода на Красный Сулин, 6 километров магистрального водовода на Новошахтинск. Кроме того, в программе – реконструкция насосной станции на Водострое. Планируем заменить станцию хлорирования на станцию по производству гипо- хлорида натрия. Это в несколько раз эффективнее, экономичнее и, главное – безопаснее хлора.

– Александр Михайлович, хорошее водоснабжение города — это, конечно, здорово. Этого ждут все новошахтинцы, но как решить проблему качества воды?

– Наша вода отвечает всем основным требованиям СанПина, за исключением жесткости. Этот показатель иногда превышает норму. К слову сказать, в Гукове и в Звереве с качеством воды проблем нет! Там вода подается из артезианских источников. В Соколовском водохранилище, с которого ведется подача воды, изначально жесткая вода. Очистные сооружения, которые были построены в 1946 и 1960 годах, рассчитаны на иное качество воды. Сама по себе имеющаяся технология водоподготовки не предусматривает умягчения воды, и пока мы ничего не можем с этим сделать. Однако поступающая с водоподготовительных сооружений в сеть вода является безопасной, мы постоянно контролируем уровень содержания остаточного хлора в ней. В нескольких точках города проводится ежедневный отбор воды и проверка ее качества. Что касается бактериологических показателей воды, то на моей памяти ни разу не было отклонений от нормы.

– От жителей Новошахтинска часто слышим жалобы на огромные порывы, которые не ликвидируются месяцами, а то и годами. Эти потери ведь тоже ложатся в тариф, который для нашего города и так очень высок! Что делать?

– Не соглашусь с тем, что ничего не делается и не устраняются аварии. В Новошахтинске у нас 7 аварийных бригад, из них 5 постоянно задействованы. Количество же аварий по сравнению с прошлыми 2015-2016 гг. в этом году снизилось более чем в 2 раза (было 300 аварий – стало 80-100 за тот же период времени), и это -благодаря постоянной работе по замене водопроводных сетей. Конечно, все говорят о потерях воды из-за дырявых труб, но умалчивается проблема воровства воды, что выражается в недобросовестных действиях абонентов (установка магнитов на счетчики, самовольные врезки в систему водоснабжения, иные действия по несанкционированному вмешательству в работу приборов учета). Например, в Красном Сулине установку общедомовых приборов учета по воде просто саботируют, не пускают наших специалистов, прямо заявляя о том, что тогда придется платить в несколько раз больше, что говорит само за себя. Фактически они сознаются, что воруют воду. В Новошахтинске ввиду активного участия администрации города этот вопрос решается проще. По Федеральному закону «Об энергосбережении» жители должны сами устанавливать приборы учета и содержать их в надлежащем состоянии. Практика показывает, что реализация воды в домах с общедомовыми приборами учета сразу возрастает. Вот и вся арифметика. Ставим задачу за два-три года довести уровень оплаты до уровня потребления.

– А как обстоят дела с оплатой воды жителями города?

На сегодняшний день общая сумма задолженности граждан за потребленную воду составляет порядка 20 млн рублей, и около 2 млн рублей – долг перед нами управляющих компаний. Получается, что те средства, которые мы могли бы своевременно направить на замену аварийных участков водоводов и оборудования, мы попросту недополучаем, вследствие чего не можем в полной мере реализовывать мероприятия по улучшению водоснабжения. В целом -вот такая ситуация на сегодняшний день.

– Спасибо за содержательную беседу Александр Михайлович. Надеюсь, все вопросы, которые поступают от жителей города, с вашей помощью будут решать оперативно.

Беседовала Ольга РИПАЧЕВА

Источник: https://znamenka.info/arhiv/2017-god/vypusk-081-ot-13-14-oktyabrya/kontsessiya-po-vodosnabzheniyu-byt-ili-ne-byt

Об особенностях заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2015 года №10371-АЧ/04

Концессия водоснабжения что это такое

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 103-ФЗ) внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие особенности заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – объекты коммунальной инфраструктуры).

Основные изменения, внесенные Федеральным законом N 103-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2014 года. Вместе с тем анализ концессионных соглашений, заключенных за период 2014-2015 годов, показал, что в большинстве случаев концессионные соглашения не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон о концессионных соглашениях), в том числе в части положений, внесенных Федеральным законом N 103-ФЗ.

В целях обеспечения заключения концессионных соглашений, соответствующих действующему законодательству и обеспечивающих баланс интересов сторон соглашения, Минстрой России обращает внимание на следующее.

1. Наиболее часто встречающимся нарушением является отсутствие в концессионных соглашениях необходимых существенных условий, предусмотренных статьей 10 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, в случае отсутствия в концессионных соглашениях существенных условий, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, такие соглашения считаются незаключенными.

Считаем необходимым отметить, что Федеральным законом N 103-ФЗ перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении, значительно расширен. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, порядок возмещения расходов концессионера.

2. Федеральным законом N 103-ФЗ введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию объекты коммунальной инфраструктуры без принятия на себя обязательств по модернизации (созданию, реконструкции) имущества за счет привлеченных средств.

Обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции (модернизации) объекта концессионного соглашения, а также осуществления деятельности с его использованием должны быть указаны в концессионном соглашении.

Указанные обязательства необходимо отражать в виде основных мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий.

Причем обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В концессионном соглашении должны быть также определены сроки работ по строительству (реконструкции, модернизации), сроки ввода в эксплуатацию объектов, сроки осуществления деятельности.

При этом целесообразно устанавливать сроки выполнения работ по строительству (реконструкции, модернизации) в первые годы срока действия концессионного соглашения (например, 3-7 гг. в зависимости от срока действия концессионного соглашения).

3. Концессионное соглашение должно содержать описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

При описании объекта концессионного соглашения необходимо отражать следующие характеристики: тип системы коммунальной инфраструктуры, количество основных объектов (например, котельных, источников водоснабжения, трансформаторных подстанций, насосных станций, очистных сооружений и т.д.), общую протяженность сетей по их видам, сведения о потерях ресурсов на объектах имущества.

При описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели – сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту.

Кроме того, необходимо указать основные технические характеристики объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектов оборудования, которыми оснащены объекты недвижимого имущества.

Аналогичным образом необходимо описывать объекты иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

4. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера должны быть согласованы с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

5. Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов устанавливаются на каждый год срока действия концессионного соглашения.

6. При определении порядка возмещения расходов концессионера, не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, а также при досрочном расторжении концессионного соглашения необходимо учитывать следующее.

В концессионном соглашении должны быть перечислены виды расходов концессионера, подлежащие возмещению.

Такие расходы по составу должны соответствовать составу инвестиционных расходов концессионера (например, расходы на создание, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объекта соглашения).

Кроме того, необходимо указывать срок, в течение которого не возмещенные за счет тарифа расходы возвращаются концессионеру. В соответствии с частью 1.

3 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях такой срок не может превышать 2 лет при непродлении срока действия концессионного соглашения, а также 5 лет – при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, или при условии возмещения указанных расходов, с учетом нормы доходности инвестированного капитала.

7. В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечением исполнения обязательств по концессионному соглашению может быть только безотзывная банковская гарантия.

Банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 1188 “Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем”.

В концессионном соглашении требуется указать размер банковской гарантии на каждый год действия банковской гарантии, а также срок действия банковской гарантии.

8. Установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения. При этом метод тарифного регулирования указывается в концессионном соглашении.

Пунктом 14.

1 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 года N 1493-р (далее – План) предусмотрено проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных предприятий государственных и муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно графикам не позднее 1 января 2016 года.

В целях оказания методической помощи в подготовке и реализации концессионных соглашений Минстрой России подготовил типовую конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры с учетом законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Указанная документация размещена на официальном сайте министерства в разделе “Документы” – “Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры” http://minstroyrf.ru/docs/3603/

С целью своевременного исполнения Плана прошу довести указанные разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и информацию до заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

А.В.Чибис

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420268610

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.