Концессия водоснабжения

«Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты»

Концессия водоснабжения

Что сдерживает развитие концессий в сфере ЖКХ, с какими препятствиями сталкиваются потенциальные инвесторы на местах, а также как власти планируют решать проблемы в отрасли, рассказал в интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

— Концессии считаются основным инструментом привлечения инвестиций в ЖКХ. Привело ли их развитие к каким-то ощутимым результатам?

— Концессии — наиболее совершенная форма ГЧП, это долгосрочные договоренности, что очень важно для ЖКХ. При их запуске мы думали, что в отрасль придет большой объем инвестиций.

Но жизнь меняется, и непростая экономическая ситуация обусловливает строгое тарифное регулирование, что, на мой взгляд, в какой-то степени сдержало более широкое распространение концессий, для которого были предпосылки.

Несмотря на коронакризис, наблюдается рост — по итогам полугодия количество соглашений выросло на 7,3% год к году — до 2,6 тыс., а объем вложенных средств — на 21,7% до 452,29 млрд руб.

Но, к сожалению, появилась такая тенденция — концессии с нулевой инвестиционной составляющей, так называемые пустышки. На бумаге объект переходит в концессию, но инвестор не дает своих денег, это просто его перевод из различных форм собственности.

— И какова доля таких «пустышек»?

— Более половины. Такие концессии работают, но не соответствуют цели, ради которой запускался механизм,— не приводят средства в отрасль, не способствуют обновлению инфраструктуры.

Они, может, и наполнены инвестиционными обязательствами, но поскольку в соглашениях порой прописаны невыполнимые условия, автоматически превращаются в «пустышку». В основном это история с МУПами и ГУПами малых городов с низкой тарифной базой и строгими ограничениями, особенно в сфере водоснабжения.

Поэтому мы считаем, что в концессии надо «заходить» полностью на субъект — брать не только крупный город, но и малые вокруг него, и собирать их в единую концессию, чтобы развивать все совместно.

— Минстрой ставил цель передать к 2020 году 80% ГУПов и МУПов в сфере ЖКХ в концессию. Выполнили ли эту задачу?

— Нет, не выполнили. Пожалуй, один из главных барьеров — нежелание властей на местах, чтобы инвесторы приходили.

Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты: договариваются на одних условиях, а потом завышают объемы потребления, препятствуют передаче имущества или согласованию инвестпрограммы.

Там, где удалось собрать объекты и единым лотом выставить на конкурс, велико влияние властей субъектов.

— Почему муниципалитеты препятствуют?

— Наверное, живет старая логика: если я отдам объект в концессию, то потеряю управление. Например, муниципалитеты не хотят закрывать неэффективные котельные, хотя в Воронеже в рамках концессии крупная компания пересмотрела схему теплоснабжения — в итоге город выигрывает в деньгах.

В водоснабжении ситуация сложнее — водоканалы находятся в более критическом состоянии, и опять же местные власти не хотят пускать внешних игроков.

К тому же у нас потерян институт проектирования в части водоподготовки и водоочистки, мы в 2019 году не выполнили задачу по федеральному проекту «Чистая вода» (кассовое исполнение — 70%) просто потому, что нет проектных решений — либо они сделаны неэффективно.

Например, был проект, в который частный инвестор не пришел,— местные власти настаивали на проектном решении, которое они сделали за счет своего бюджета. Проектные мощности оказались втрое больше, чем нужно, а применяемые технологии так отстали, что требовалось столько электроэнергии, сколько город не тянул.

К сожалению, не все хотят считать деньги на эксплуатацию, поэтому инвесторы, рассматривая проект, задаются вопросом, как он будет содержаться с учетом тарифов. Но ситуация выправляется.

Мы запустили обновление инфраструктуры за счет нацпроектов — сначала у нас не было возможности возмещать концессионерам часть затрат, теперь можем не только МУПам и ГУПам выдавать средства, но и помогать концессионерам выполнять инвестпрограммы и цели нацпроектов.

— Планируется менять ситуацию на уровне регулирования?

— В проекте стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ мы большой блок посвятили тому, что нужно докрутить в концессиях.

Проект проходит согласование, поэтому рассказать не могу, но мы облегчим процедуру перехода в концессию, защитим инвестора и, конечно, надо не забывать о муниципалитетах, поскольку инвесторы тоже не всегда бывают добросовестными.

В сфере водоснабжения есть еще одна сложность — достаточно строгие законы по секретности, что затрудняет участие иностранных инвесторов. В этом направлении мы работаем с ведомствами.

— Сократилась ли недофинансированность отрасли?

— Нет, я считаю, что она даже растет. Долги за все поставленные ресурсы составляют 1,5 трлн руб., из которых 600–700 млрд руб.— задолженность населения.

Во время карантина мы провалились с 96% собираемости платежей, которые были в начале года, до 80% — хотя дисциплина уже восстановилась (а в некоторых регионах фиксируем собираемость более 100%, то есть граждане оплачивают свои долги), это повлияло на отрасль.

Более того, в среднем износ сетей составляет около 60%, а в сфере водоснабжения — более 75%. Мы регионам задали вопрос, сколько надо денег, чтобы заменить все ветхие сети, котельные и водоканалы. Они ответили, что необходимо вложить 4 трлн руб., хотя, думаю, это очень большая оценка.

— А строительство новых сетей?

— Самая сложная проблема по развитию новых территорий в рамках строительства жилого фонда — это отсутствие воды и коллекторов канализации.

Это очень большие деньги — ни один инвестор, который приходит на площадку, не сможет развивать территорию без помощи.

По этому направлению мы тоже будем работать — либо по привлечению дополнительных инвестиций, либо по возмещению части затрат из федерального бюджета.

— Строительство сетей стало и предметом спора между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и застройщиками…

— Да, есть такая тема. Например, ресурсники предлагают: «вы нам платите, а мы до колодца у дома все построим, делайте врезку».

Застройщики же настаивают на том, что они сами видят, как внутри территории должны располагаться сети, и готовы самостоятельно построить их до границы участка.

Но РСО говорят, что есть недобросовестные застройщики, которые строят сети не по технологии, поэтому ресурсники потом отказываются брать их себе в управление. Сейчас готовится законопроект, который должен расставить точки над i в этом вопросе.

— Есть какое-то предварительное решение? Ранее предлагалось обязать ресурсников принимать сети.

— Мы от такой жесткой нормы немного уйдем. Внутри министерства сейчас ведется дискуссия — надо где-то найти золотую середину.

Интервью взяла Евгения Крючкова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4492849

Концессионные проекты в сфере водоснабжения в регионах России подтверждают свою эффективность

Концессия водоснабжения

В начале сентября 2019 года в соцсетях и местных СМИ Геленджика была опубликована информация о катастрофичном положении водопроводной системы города: жители жалуются на отсутствие питьевой воды, аварии на сетях и отсутствие активных действий со стороны местных властей.

Необходимость модернизации коммунальной системы в регионах России неоднократно звучала, в том числе, и на федеральном уровне.

Выходом из сложной ситуации для ряда регионов России стало заключение концессионных соглашений в ЖКХ, реализация которых показывает улучшение качества обслуживание населения, сокращение числа аварий и уменьшение потерь воды.

В частности, в Волгограде по итогам января 2019 года количество повреждений и отключений потребителей от водоснабжения в результате повреждений на сетях водоснабжения по сравнению с январем 2018 года сократилось практически в два раза. Это стало возможным благодаря реализации компанией «Концессии водоснабжения» концессионного проекта в коммунальной сфере Волгограда.

Работы по обновлению сетей проводятся во всех районах Волгограда. Всего с начала работы «Концессий водоснабжения» с середины 2015 года в Волгограде обновлено уже свыше 200 километров сетей водопровода и канализации, что позволило резко снизить аварийность и сократить потери воды в сетях.

Согласно данным производственного управления ООО «Концессии водоснабжения», за январь 2019 года количество порывов на сетях водоснабжения уменьшилось по сравнению с январем 2018 года на 57%, а количество отключений потребителей — на 54%.

В результате реализации концессионного проекта в городе Саратове удалось уменьшить число аварий на сетях — от 180-200 повреждений в сутки до начала реализации проекта до 30 в настоящее время.

Кроме того, устранение аварий производится максимум за сутки, а чаще всего — в пределах нескольких часов.

А первый год работы компании «Концессии водоснабжения — Саратов» сокращены потери питьевой воды на 5%, что в масштабах города является колоссальным объемом.

Оборудование и материалы, используемые в процессе реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры Саратова, полностью соответствуют современным техническим и экологическим требованиям.

В июле 2019 года компанией «Концессии водоснабжения — Саратов» произведена закупка полиэтиленовых труб различного диаметра на сумму порядка 1 млн рублей, а также водоразборных колонок и пожарных гидрантов стоимостью 1,95 млн рублей.

Срок безаварийной эксплуатации полимерных трубопроводов составляет не менее 50 лет, что превышает срок концессионного соглашения.

Основной целью подобных мероприятий является создание надежной и эффективной системы водоснабжения Саратова. В результате поэтапного обновления наиболее аварийных участков городского водопровода и установки нового современного оборудования на сетях снижаются показатели аварийности, уровень потерь питьевой воды, и, как следствие, затраты компании на обслуживание объектов водокомплекса.

Реализация концессионных проектов позволяет повысить и качество самого ресурса.

В частности, в марте 2018 года были опубликованы результаты исследований проб воды на разводящей сети централизованной системы водоснабжения города по микробиологическим и физико-химическим показателям в Нижнем Новгороде: в 2017 году зафиксировано лучшее качество холодной воды за всю историю водоснабжения города.

Исследование проводил отдел надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Добиться таких результатов удалось благодаря модернизации коммунальных систем, проводимой компанией «Нижегородский водоканал» в рамках реализации концессионного соглашения.

Роспотребнадзор отмечает ежегодное улучшение качества воды в городе. В настоящее время Нижний Новгород входит в пятерку лидеров по качеству воды в России. По данным Роспотребнадзора доля нестандартных проб по микробиологическим показателям в 2018 году составила менее одного процента, по химическим показателям — около двух процентов.

В результате мероприятий, проводимых компанией-концессионером «РВК-Воронеж» улучшается качество воды: лаборатория качества воды компании провела анализ проб на всех водоподъемных и перекачивающих станциях, а также в разводящей сети города Воронежа. Качество воды соответствует микробиологическим и органолептическим показателям. Специалисты лаборатории подчеркивают, что данные показатели говорят о том, что воду из-под крана в Воронеже можно пить без дополнительного фильтрования.

Кроме того, в рамках концессионных проектов решаются и проблемы местного значения. В частности, в поселке Дачный Ульяновской области компания «Ульяновскоблводоканал» проделала большой объем работ для обеспечения потребителей поселка питьевой водой.

В частности, была пробурена новая скважина глубиной 70 метром и производительностью 40 кубических метров воды в час.

Данное мероприятие помогло разрешить ряд извечных проблем Дачного поселка: дефицит ресурса и отсутствие резервного запаса воды, слабый напор воды на верхних этажах, а также проблему с доставкой воды на местную котельную.

Всего по данным Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru на территории России в сфере водоснабжения и водоотведения реализуются 44 концессионных проектов средней и крупной категории с суммарным объемом инвестиционных обязательств свыше 197,4 млрд руб.

Однако, по экспертной оценке НАКДИ, на горизонте 14 лет (2017 — 2030 гг) потребности инвестиций в инфраструктуру России, составляют порядка 120 трлн руб., что соответствует примерно 8% ВВП (в среднегодовом значении на период оценки).

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) провела экспертную оценку потребностей России в инфраструктурных инвестициях до 2030 года, совместив два направления — оценку на метауровне и оценку на основе отраслевых стратегий развития с соответствующими экспертными поправками, усреднениями, дополнениями и допущениями, без которых получение конкретной итоговой цифры было бы невозможно. То есть наряду с анализом «заявок» на инвестиции в отраслевых стратегиях, в оценке НАКДИ приняты во внимание оценки ведущих отраслевых экспертов, опубликованные в информационно-аналитических материалах, а также предоставленные НАКДИ в ходе экспертных обсуждений.

С использованием newsfrol.ru и investinfra.ru

Источник: https://investinfra.ru/novosti/koncessionnye-proekty-v-sfere-vodosnabzheniya-v-regionah-rossii-podtverzhdayut-svoyu-effektivnost.html

20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Концессия водоснабжения

Процесс подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения можно условно разбить на 20 шагов:

1)     Проверка полномочий, и при необходимости – принятие представительным органом МО решения о внесении в устав муниципального образования положения о наделении местной администрации полномочиями концедента ;

2)     NEW*! Привлечение уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ для участия в проекте (разработка и согласование проекта конкурсной документации и концессионного соглашения), так как Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной КС, заключаемого в сфере ЖКХ;

3)     NEW! Инвентаризация и анализ кредиторской  задолженности эксплуатирующей организации (унитарного предприятия или учреждения) для включения в концессионную плату(нужно для того, чтобы кредиторы потом не оспорили конкурс, но на самом деле нет (пока));

Примечание: Есть смысл заключить соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект. Но поскольку есть пробелы в регулировании (невозможность оплаты долгов МУПа-банкрота без признания судом «субсидиарной ответственности»), интересы кредиторов все-таки защищены недостаточно, поэтому риски оспаривания конкурсов сохраняются.

 4)     Проведение технического обследования будущего Объекта КС;

Примечание: Акт обследования нужен для определения:

а)     уровня фактического (технического) износа объектов (соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, или отношение фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы);

б)     актуального технического состояния объекта на дату обследования;

в)     предельных сроков проведения ремонта или реконструкции объектов;

г)      технико-экономических характеристик имущества в составе будущего объекта соглашения.

5)     Разработка (актуализация) и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения или схемы теплоснабжения по результатам  технического обследования будущего Объекта КС;

6)     Составление перечня не исполненных технических условий (ТУ) и договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Те ТУ, по которым деньги уже перечислены, должна исполнить действующая эксплуатирующая организация, те обязательства, по которым деньги не перечислены, могут быть учтены в КС и переданы Концессионеру путем замены стороны в договорах на подключение;

7)     Подготовка Финансовой модели проекта с учетом особенностей тарифного регулирования;

8)     На основе Финансовой модели проекта – принятие решения об установлении платы концедента, либо софинансирования Концедентом расходов на создание (реконструкцию) /эксплуатацию объекта КС;

9)     Формирование Задания концедента , которое формируется на основании утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Задание включается в состав КД, а также КС. На основоании задания участники конкурса потом готовят Перечень мероприятий (включается в КС);

10)  Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности Концессионера;

11)  Формирование Объекта КС: Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности Концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества (касается и ОКС и «Иного имущества»);

12)  NEW! Мероприятия в отношении незарегистрированного недвижимого имущества (ННИ) (на которое пока право собственности Концедента не зарегистрировано в ГКН): подготовка перечня имущества и копий документов, подтверждающих возникновение права Концедента, публикация в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/);

Важно! Перечень ННИ должен быть опубликован за 3 месяца до принятия Решения о проведении конкурса.  

13)  Составление перечня земельных участков, вовлекаемых в процесс реализации проекта и подлежащих передаче Концессионеру, мероприятия по формированию таких земельных участков в случае необходимости;

14)  Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги, то есть выше предельного индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации (если требуется по результатам финансового моделирования);

15)  Согласование уполномоченным органом Субъекта РФ в сфере тарифного регулирования параметров тарифного регулирования и предельных значений критериев конкурса, а также предоставление цен и величин, необходимых для расчета ДВВ участников конкурса;

16) До 1 февраля соответствующего года Концедент должен утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и опубликовать его на сайте torgi.gov.ru. Соответствующий Объект КС в сфере ЖКХ должен быть внесен в этот перечень (ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

17)  Подготовка проекта Решения о заключении КС, Сообщения о проведении Конкурса, иКонкурсной документации вместе с проектом Концессионного соглашения;

Примечание: сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ст. 42, 45 и 46 ФЗ-115 устанавливают специальные требования Решения о заключении КС, Конкурсной документации и Концессионного соглашения.

В частности применяются специальные критерии конкурса:

а) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения;
б) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым
относятся:
– базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
– показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного
капитала;
– нормативный уровень прибыли;
в) а также иные критерии в соответствии со ст. 47 закона о концессионных соглашениях.

18) Решением уполномоченного органа утверждается Конкурсная документация (включая проект концессионного соглашения) и определяется состав конкурсной комиссии (не менее 5 человек)

Примечание: Может потребоваться принятие отдельного решения Совета депутатов муниципального образования о согласовании Решения о проведении конкурса или о передаче имущества по концессионному соглашению, или же согласование существенных условий концессионного соглашения (зависит от устава муниципального образования);

19)  Регистрация организатора конкурса на сайте torgi.gov.ru;

20)  Публикация на сайте torgi.gov.ru Сообщения о проведении Конкурса и Конкурсной документации включая:

а)     Проект концессионного соглашения

б)     Отчеты о техническом обследовании имущества в составе объекта КС;

в)     Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода действующего оператора;

г)      Размещаемые на официальном сайте копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных Регулятору, за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого по концессионному соглашению имущества.

*NEW! означает, что данный шаг связан с внесением изменений в Закон о концессионных соглашениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года

Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/20-shagov-dlia-podgotovki-konkursa-na-zakliuchenie-koncessionnogo-soglasheniia-v-sfere-jkh-5a7d81d28139ba29ed8d2d32

Концессия концессии рознь. И водоканалы тоже

Концессия водоснабжения

В Волгограде сумели не продешевить. Валерий Сараев съездил за опытом

Чего только про концессию саратовского водоканала нам ни рассказывали. В основном, конечно, обещали, что она случится со дня на день, осталось только все нюансы концессионного соглашения довести до ума и дождаться инвестора.

Он тут же ринется менять все гнилые водопроводные трубы, перекапывая улицы лет десять. И всё это время тарифы расти не будут, потому что за счёт тарифов мы и сами смогли бы переложить трубы. Недавно сказали, что без повышения тарифов не обойтись.

Но зато население забудет об отключениях воды, а город приобретёт обновлённое работоспособное и безаварийное водное хозяйство.

Для Сараева довести этот проект до логического завершения – дело чести. Потому что многое из обещанного про водоканал было обещано именно им. В Волгограде, по сообщениям тамошних СМИ, Сараев много с кем встречался, разговаривал в том числе с руководством ООО «Концессии водоснабжения» и смотрел их презентацию про суть масштабного инвестпроекта и технические мощности компании.

Задолго до Волгограда, концессионная история которого началась всего лишь в прошлом году, модернизировать свои водопроводные сети через этот механизм финансирования решились Ростов-на-Дону (один из первых), Нижний Новгород, Барнаул и ряд других городов.

Первопроходцем в концессии водоканала, кстати, стала Кубань. Первый концессионный проект стартовал здесь ещё в 2009 году.

Именно тогда администрация Краснодарского края решила привлечь частных инвесторов к реконструкции и управлению водораспределительными и водоотводящими сетями в Новороссийске, Крымске, на Таманском полуострове и др. Всего пять городов и 140 населенных пунктов.

Конкурс у них тогда выиграло специально реорганизованное для этого проекта сочинское ООО «Югводоканал» (аффилировано с ГК «Евразийский»), получив право управлять сетями в течение 30 лет. Взамен компания обязалась реконструировать сети и вложить в это дело порядка 8 миллиардов рублей.

Первый опыт российской водоканальской концессии успешным не был. По данным краснодарских СМИ, в их крае оператор-концессионер оказался не способным выполнить свои обязательства по концессионному соглашению.

Итогом первых лет действия соглашения стало отсутствие реальных инвестиций и, соответственно, работ по модернизации сетей, а также неоправданное повышение тарифов.

Более того, ООО «Югводоканал» часто просило денег из краевого бюджета, вернуло часть объектов концессии в муниципальную собственность, а потом и вовсе прекратило обслуживать водоканалы нескольких районов Краснодарского края.

Депутаты краевого заксобрания в 2013 году признали выполнение концессионного соглашения неудовлетворительным и пригрозили концессионеру расторжением договора. В ответ ООО «Югводоканал» пообещало, что исправит все недостатки и будет финансировать проект как положено и в полном объеме. Над чем вроде и работает на сегодняшний день.

Недовольны первыми результатами концессии водоканала и в Воронеже. Здесь инвестором выступает ООО «РВК-Воронеж» (структура ГК «Росводоканал»), взявшее в управление воронежские водопроводы в 2012 году на 30 лет. Концессионная плата по договору составила 800 миллионов рублей.

Как пишут воронежские СМИ, этих денег хватило только на то, чтобы погасить долги муниципальных предприятий по налогам.

Помимо этого, ООО «РВК-Воронеж» было должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестпрограмму объемом финансирования «не менее двух миллиардов рублей». Однако за три года работы в Воронеже компания освоила лишь половину оговоренной суммы.

По словам местных журналистов, все три года муниципалитет «мучается с инвестором», не получая ни обещанных денежных вложений, ни снижения количества аварий, ни улучшения качества воды.

Неудачным опыт концессии водоканала считают и в Нижнем Новгороде. Здесь соглашение с инвестором (им выступило ОАО «Нижегородский водоканал») заключили весной 2013 года, и действовать оно должно было 25 лет.

Однако к соглашению появились претензии со стороны региональных УФАС и прокуратуры, которые сочли условия договора нецелесообразными. Оказывается, власти решили отказаться от арендных платежей со стороны инвестора, которые в три раза превышали сумму инвестиций по концессии.

Вокруг нижегородской концессии до сих пор ведутся судебные разбирательства. Но проект тем не менее реализуется, и местные власти уверены, что водоканал свои обязательства выполнит.

Потому что концессионная модель, как говорят нижегородские чиновники, – это единственный способ спасти системы водоснабжения и избежать возможных последствий старения инфраструктуры.

И с ними на самом деле сложно не согласиться.

Так уж сложилось, что Россия – первая в мире по протяжённости водопроводных сетей, требующих крайне серьезных финансовых вложений не только в реконструкцию (в среднем по стране износ фондов отечественных водных хозяйств составляет более 50 процентов), но и в поддержание постоянной нормальной деятельности. И все, конечно же, понимают, что у государства таких средств нет, а для привлечения инвестиций необходимы условия, например, такая система тарифов, которая позволила бы инвестору отбить вложенные деньги.

Концессия, как известно, – это такая форма государственно-частного партнерства, при которой к управлению государственной собственностью на взаимовыгодных условиях привлекается частный капитал. Закон о концессии приняли еще в 2005 году, но желающих впутываться в такие сложные отношения с государством среди потенциальных инвесторов сейчас не много.

В настоящее время на слуху, пожалуй, только три компании, которые более-менее успешно реализуют проекты модернизации водного коммунального хозяйства.

Это ОАО «Российские коммунальные системы» (присутствует в Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской и Тверской областях, Алтайском и Пермском краях, республике Карелия), «Группа компаний «Росводоканал» (занимается коммунальными системами водоснабжения и канализации Барнаула, Краснодара, Омска, Оренбурга, Твери, Тюмени, Калужской области) и компании холдинга «Евразийский» (системы водоснабжения и канализации города Ростова-на-Дону, Сочи и других населённых пунктов Краснодарского края). Далеко не все эти проекты реализуются в рамках концессионных соглашений. Большинство из них – это арендная модель государственно-частного партнерства.

Вот, например, в Краснодаре водоснабжением и водоотведением занимается ООО «Краснодар Водоканал» (Росводоканал). Причём именно на правах аренды с 2006 года. Компания успешно реализует инвестиционные программы, в рамках которых реконструирует существующие и строит новые сети водоснабжения и водоотведения, реконструирует и модернизирует объекты инженерной инфраструктуры.

Правда, в конце 2015 года здесь начали обсуждать идею трансформации действующего договора аренды с ООО «Краснодар Водоканал» в концессионное соглашение.

Специально для этого в город приезжал замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Он убеждал, что если Росводоканал превратиться из арендатора в оператора-концессионера, Краснодар не только ничего не потеряет, но, напротив, ещё больше приобретёт.

Несмотря на то что федеральные чиновники ссылаются на успешный опыт реализации концессионных соглашений во многих регионах, в качестве яркого примера такого успеха чаще всего приводят Ростов-на-Дону.

Ростовский водоканал в концессию был сдан примерно в одно время с водоканалами городов Краснодарского края. Занимается проектом ОАО «ПО Водоканал», входящее в ГК «Евразийский». Особый интерес федеральных чиновников и представителей других регионов вызывают проекты «Вода Ростова» и «Чистый Дон».

Проект «Вода Ростова» со сроком реализации до 2023 года предусматривает комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области. Его стоимость превышает 37 миллиардов рублей, а охват – более 1,2 миллиона человек.

Проект «Чистый Дон» нацелен на создание элементов коммунальной инфраструктуры системы водоотведения Ростова-на-Дону с высоким качеством очистки сточных вод и предусматривает также подключение новых потребителей к централизованной системе водоотведения и повышение экологической безопасности очистки сточных вод.

Хотя когда всё начиналось, трудностей тоже хватало.

В одном из своих выступлений заместитель генерального директора ОАО «ПО Водоканал» Сергей Шнайдер отметил, что ситуация в начале реализации проекта модернизации ростовского водоканала была очень и очень плачевной.

Настолько, что, когда команда предприятия подсчитала, сколько именно денег потребуется, чтобы привести систему водоснабжения и водоотведения в нормальный вид, ему захотелось уехать жить в другой регион.

Волгоградский опыт сдачи городского водного хозяйства в концессию тоже считают удачным.

И он может таковым считаться по праву уже хотя бы за ту сумму, которую по соглашению инвестор обязался вложить в реализацию проекта.

Но не только за это, конечно, а ещё за то, что волгоградским властям удалось найти инвестора не только богатого, но и современного. В том смысле, что в своей работе он применяет новые технологии и материалы.

Конкурс среди концессионеров в мае 2015 года выиграла ООО «Концессия водоснабжения» (считается подконтрольной «Газпрому»), пообещав вложить в волгоградский водоканал 58 млрд рублей в ближайшие 30 лет.

При этом только в течение первых трех лет город уже получит семь миллиардов рублей. Уже в первый год управления, то есть к концу 2015 года, концессионер поменял изношенную водопроводную трубу по новой технологии, без перекапывания улиц.

Трубу меняли методом горизонтально направленного бурения, что позволило не выкапывать траншею и не мешать автомобилистам.

Так что будем считать, что не зря, наверное, Валерий Сараев, сити-менеджер города Саратова, ездил в Волгоград набираться опыта. Возможно, ему там не только рассказали о сути масштабного инвестпроекта, но и шепнули секрет, как не продешевить с концессией.

Источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/108875

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.