Конституция рф регулирует отношения собственности

Конституционное регулирование отношений собственности в РФ

Конституция рф регулирует отношения собственности

⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 43Следующая ⇒

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам – основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

75.Основания и порядок избрания, вступления в должность и прекращения полномочий Президента РФ.Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей.

Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов.

Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании (статья 81 Конституции РФ).

Порядок вступления в должность

В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу с присягу (статья 82 Конституции РФ)

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 66; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/2-38465.html

Конституционно-правовые гарантии собственности в России

Конституция рф регулирует отношения собственности

Джоджуа, Д. З. Конституционно-правовые гарантии собственности в России / Д. З. Джоджуа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49410/ (дата обращения: 21.10.2020).



В статье рассматриваются конституционно — правовые гарантии в отношении права собственности. Показано, что несмотря на то, что понятие собственности едино для всех имеющихся форм собственности, тем не менее, право государственной собственности превалирует над остальными формами, тем самым не обеспечивая защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц в равной степени.

Ключевые слова: право собственности, государство, свобода реализации, конституционные гарантии, формы собственности, защита имущественных интересов.

Основой устойчивого функционирования государства является развитый институт права собственности. [4]. Возможность реализовать свои права (в т. ч. права собственности) приводит к созданию условий, которые необходимы для обеспечения всестороннего развития личности и его финансового благополучия.

Актуальность темы состоит в том, что в России до сих пор не создана система, которая бы в полной мере защищала право собственности, что крайне важно для развития экономической системы страны, поскольку право собственности является одним из основных элементов конституционного строя Российской Федерации, которая формирует экономическую основу для реализации конституционных прав и свобод субъектов РФ.

Для свободной реализации субъектами своих прав собственности, необходимо укрепить конституционные гарантии права собственности, которые смогут повысить степень защищенности субъектов Российской Федерации и обеспечить стабильность экономики.

Конституция Российской Федерации применяет понятия собственности, права собственности, имущества, но не раскрывает их смысл. Статья 8 закрепляет только формы собственности, а основополагающие вопросов права собственности и его содержания регулируются нормами федерального законодательства.

Определение их содержания производится с позиций гражданского законодательства [6].

В части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации содержится утверждение, что никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда [1]. Однако, на деле, принимаются законы, которые позволяют лишать права собственности на законодательном уровне.

Что стоит закон о реновации, который пропагандируется как нормативный акт, позволяющий снести ветхое и аварийное жилье и переселить собственников из него в новые дома в комфортных для жизни кварталах «реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве………» [2].

На самом деле эта программа экспроприации недвижимого имущества москвичей ограничится лишь сносом пятиэтажек в востребованных районах города. Согласно вышеуказанного акта, Правительство Москвы имеет право определять списки домов, по своему усмотрению, которые можно сносить.

Нет никаких ограничений по сроку службы, состоянию дома. По распоряжению мэра Москвы может быть снесен любой дом [7]. Если правительство Москвы решило провести реновации понравившегося им квартала, все законы, запрещающие новое строительство на его месте, перестают действовать.

Утверждаются градостроительные документы, Генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты в интересах определенного круга лиц, которые идут в разрез с интересами собственников недвижимого имущества и которые действуют в нарушение ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд России обязал суды принимать к рассмотрению жалобы на национализацию объектов недвижимости в Крыму, сообщается на сайте суда. Поводом для вынесения решения Конституционным судом Российской Федерации стали иски юридических лиц, которые утверждали, что действующее законодательство позволяет лишать имущества на полуострове без суда и какой-либо компенсации [3].

История со сносом торговых площадей в Москве показала, что в Конституции РФ отсутствуют способов защиты собственности. В случае возникновения взаимоисключающих имущественных интересов приоритет отдается государственным интересам /муниципальным/.

Есть предположение, что неравенство порождено конституционным делением собственности на формы — частную, государственную и муниципальную — и приоритета одной из них /государственной/ над остальными.

Публичная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Эта собственность распределена по разным уровням и субъектам. Она имеет большое значение для национальной экономики страны.

Однако, публичная собственность ничем не отличается от других видов собственности. А поскольку, понятие собственности едино, то в соответствии с Конституцией она должна быть защищена одинаково вне зависимости от формы, без определения приоритета. Деление собственности на разные формы мешает равенству, поэтому в Конституцию необходимо внести изменения в этом направлении.

Необходимо определить место и роль права собственности в системе общественных отношениях, которые регулируются конституционным правом. Это позволит избежать искажений конституционно — правового понимания права собственности в законотворчестве и осуществлении правосудия.

Конституционные гарантии права собственности должны быть юридически закреплены в четко сформулированных критериях. Конституция не должна по конструкции своих правовых норм давать возможности двойного толкования норм.

Следует отметить, что толкование норм Конституции РФ, закрепляющих право собственности, должно обеспечивать максимально полную защиту имущественных интересов как граждан, так и юридических лиц и иных субъектов собственности в равной степени [5].

Поэтому, понятия «имущество» и «собственность» [1], используемые в ст. 35 Конституции РФ, должны трактоваться значительно шире.

Проблема отсутствия института защиты права собственности, на мой взгляд, состоит в том, что во главу закона поставлены государственные, а не общественные нужды и тем более не частные. Чтобы государство успешно экономически развивалось, субъект права должен быть уверен в защите своей собственности от произвола иных лиц и незаконных действий государственных органов.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/201/49410/

27. Конституционное регулирование собственности в рф

Конституция рф регулирует отношения собственности

Дляэкономической системы РФ характерномногообразиеформ собственности.Регулирование отношений собственностиосуществляется посредством различныхправовых норм,центральное место среди которыхпринадлежит конституционным нормам -основе всего правового регулированияотношений собственности.

Конституционноерегулирование отношений собственностиимеет свою специфику. Она выражается втом, что главнойзадачей является юридическое закреплениеформ собственности, признаваемыхгосударством.Таким образом, именно конституционныенормы решают вопрос о том, какие формысобственности государством признаютсяи гарантируются.

КонституцияРФ (ст.8)исходит из того, что экономическойсистеме РФ присуща собственность в ееразличных формах – частной,государственной, муниципальной и др.

ВКонституции также устанавливается (ст.9),что земля и другие природные ресурсымогут находиться в частной, государственной,муниципальной и иных формах собственности.Они используются и охраняются в РФ какоснова жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующейтерритории.

ВКонституции предусмотрено (ст.36),что вчастной собственности вправе иметьземлю граждане и их объединения. Владение,пользование и распоряжение землей идругими природными ресурсами осуществляетсяих собственниками свободно, если этоне наносит ущерба окружающей среде ине нарушает прав и законных интересовиных лиц.

Условияи порядок пользования землей определяютсяна основе федерального закона.

Внастоящее время в соответствии со ст.15Земельного Ко РФ от 25 октября 2001 г.собственностьюграждан и юридических лиц (частнойсобственностью)являютсяземельные участки, приобретенныегражданами и юридическими лицами пооснованиям, предусмотреннымзаконодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют правона равный доступ к приобретению земельныхучастков в собственность.

Земельныеучастки, находящиеся вгосударственной или муниципальнойсобственности,могут быть предоставлены в собственностьграждан и юридических лиц, за исключениемземельных участков, которые в соответствиис настоящим Кодексом, федеральнымизаконами не могут находиться в частнойсобственности.

Иностранныеграждане, лица без гражданства ииностранные юридические лица немогутобладать на праве собственностиземельными участками, находящимися наприграничных территориях,перечень которых устанавливаетсяПрезидентом Российской Федерации всоответствии с федеральным законодательствомо Государственной границе РоссийскойФедерации, и на иных установленных особотерриториях Российской Федерации всоответствии с федеральными законами.

Российскоегосударство охраняет собственность вее различных формах на равных основаниях.“В Российской Федерации, – указываетсяв ст.8Конституции, – признаются и защищаютсяравным образом частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности”.В Конституции также подчеркивается(ст.35),что право частной собственностиохраняется законом.

Важнейшиминаправлениями создания рыночногохозяйства в Россииявляются приватизацияи разгосударствление экономическизначимой собственности.

При всемкритическом подходе к ваучернойприватизации и вообще к методам и формамприватизации в стране, в целом нельзяотрицать, что в результате ее в Россиизаложеныосновы рыночной экономики.Причем постепенный отказ от государственногорегулирования экономики сопровождаетсяее коммерциализацией и фактическикапитализацией.

Часто этот процесспринимает уродливые формы, однако -главное – создаются принципиально другаяэкономика, иная система экономическихотношений, совершенно новые субъектыхозяйствования.

КонституцияРФ устанавливает (ст.35),что в России иметьимущество в собственности, владеть,пользоваться и распоряжаться им какединолично, так и совместно с другимилицами вправе каждый.

Никтоне может быть лишен своего имуществаиначе как по решению суда.

Принудительноеотчуждение имущества для государственныхнужд может быть произведено только приусловии предварительного и равноценноговозмещения.

ВРоссии отношениясобственности,не предусмотренные Конституцией,регулируютсяГражданским кодексом и инымифедеральными законодательными актами,а также законодательными актами республикв составе Российской Федерации, краев,областей, городов федерального значения,автономной области и автономных округов,изданными в пределах их полномочий

Источник: https://studfile.net/preview/10909511/page:16/

Отношения собственности в РФ и их конституционное закрепление

Конституция рф регулирует отношения собственности
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 17Следующая ⇒

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является , юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру- жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г.

«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица – собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности.

При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией.

Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако – главное – создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Вопрос

Ограничения прав граждан в РФ в условиях чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В настоящее время федеральный конституционный закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», * который подлежит применению в части, не противоречащей нормам Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

2) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем незамедлительно сообщает Федеральному Собранию (ст. 88 Конституции РФ). Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. «в» ст. 102 Конституции РФ).

В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 дней, а на отдельных территориях – 60 дней. Если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено на тот же срок.

В Законе РСФСР «О чрезвычайном положении» установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения.

К ним относятся: особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.

); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.

Вместе с тем ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты.

Вопрос

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x1b04.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.