Конституция собственность

Виды частной собственности в Российской Федерации: государственная, частная и общественная, отличительные особенности и законодательное регулирование

Конституция собственность

Форма собственности — форма прав владельца на определенное имущество или прочие ценности. Современное законодательство признает равноправное существования множество прав, связанных с субъектом и объектом владения. Критерии выбора вида управления достаточно разнообразны, поэтому знать, какие бывают формы собственности и каковы их особенности, необходимо.

Формы и виды собственности

Право собственности в Российской Федерации основывается на системе юридических норм, которые закрепляют и охраняют возможности гражданина по управлению ценностями.

Классификация

Гражданский кодекс (далее — ГК) Российской Федерации устанавливает 4 вида имущества, которые меняются в зависимости от типа собственности.

Виды собственности по ГК РФ:

  1. Государственная — имущество, находящееся в распоряжении федерального надзора. Она необходима для работы государства и его субъектов. Например: здания правительства или оборонные объекты.
  2. Муниципальная — ценности, принадлежащие органам местного самоуправления. Подобные объекты играют важную роль в региональной инфраструктуре. Например: больницы, школы или общежития.
  3. Общественная — представлена совокупностью групп собственников.
  4. Частная — имущество, которым физическое лицо имеет право распоряжаться в любой степени.

Впрочем, это не единственные виды собственности. Законодательство также устанавливает классификацию имущества по другим признакам, которые будут применяться в зависимости от ситуации.

Прочие признаки классификации ценностей:

  • по форме присвоения различных форм имущества — индивидуальная, коллективная и государственная,
  • по виду собственности,
  • по типу производственных отношений — феодальная, капиталистическая, социалистическая и рабовладельческая.

Наиболее часто законодательство обращается ко второму признаку классификации из-за удобства и упрощенного разделения объектов на категории.

Главными законодательными документами, закрепляющие особенности и классификацию различных форм управления, являются Конституция и Гражданский кодекс РФ.

В соответствии с законом, главная задача выделения форм собственности — это определение правового режима имущества и возможностей, которые имеет владелец по отношению к ценностям.

Пункт 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признает различные виды управления имуществом и способы защиты прав граждан. Аналогичное деление проводит и 212 статья ГК РФ, которая добавляет более мелкие категории ценностей.

Формы и виды собственности в РФ

Законодательство Российской Федерации определяет четыре основных формы ценностей, которые определяются по принадлежности ценностей к определенным субъектам.

Виды собственности:

  • государственная,
  • муниципальная,
  • общественная,
  • частная.

Определяющим видом имущества в экономике является частная — это связано с ее территориальным распространением.

Частная

Гражданский кодекс и Конституция РФ устанавливают понятие «,неприкосновенность частной собственности»,, которое защищает собственников подобного имущества от незаконного завладения их ценностями другими людьми.

В зависимости от формы управления принято выделять два вида частного имущества:

  • индивидуальный,
  • общественный.

При этом у каждого вида есть подкатегории, которые так же имеют свои юридические особенности и законное обоснование. Их подробно описывает Гражданский кодекс РФ.

Индивидуальная форма частной собственности делится на:

  • форма единства — всеми благами владеет единственный гражданин, который может привлечь работников по найму,
  • партнерства — объединение физических лиц для ведения предпринимательской деятельности,
  • кооператива — лица формируют капитал за счет продажи свободных акций.

Общественная делится на:

  • коллективную форму, при которой права управления разделяются среди работников,
  • государственную — имущество принадлежит городу или поселку,
  • общенародную — ценности, которые принадлежат всем резидентам государства (музеи, памятные места и т. д.),
  • комбинированную — образуется в случае, когда объединяются разные формы имущества.

Важную роль в жизни обычного гражданина играют совместная и долевая собственность, ведь каждое лицо, так или иначе, причастно к подобной форме управления имуществом.

Совместная

Совместная собственность — имущество, одновременно принадлежащее двум и более гражданам. При этом ценности не разделены между лицами, то есть партнеры владеют ими на равных правах. Подобное возникает между супругами после заключения брака. Например, купленная в замужестве квартира не будет делиться на доли, а считается общей.

Подобный момент не распространяется на ценности, приобретенные до заключения законного союза. То есть недвижимость, купленная до брака, не станет общей после подписания документов.

Законные признаки, характерные для совместного имущества, описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Долевая

Долевая собственность — имущество, принадлежащее двум или более лицам, которое разбито на доли в зависимости от произведенных вложений или выкупленной территории. При такой форме владения раздел ценностей может происходить независимо от того, являются ли граждане родственниками.

Для того чтобы владение оказалось законным, доли должны быть официально зарегистрированы. После проведения этой процедуры участник обретает право на недвижимость.

Общественная

Общественная собственность — имущество, которым владеет и распоряжается непосредственно общество, представленное коллективным субъектом.

Выделяют три формы общественной собственности:

  1. Государственная — возникает в результате внутренней деятельности страны. Это может быть национализация или строительство за счет федерального бюджета.
  2. Коллективная — общественные организации, церкви или партии.
  3. Муниципальная — имущество, принадлежащее местным органам власти.

Действующее законодательство неоднозначно определяет понятие «,общественная собственность»,. В теории, все, что не частное, является общественным, однако на практике это работает иначе: даже парки могут быть коммерческими.

Государственная

Государственная собственность — имущество, которое на правах владения принадлежит РФ. При этом всеми результатами труда, полученными в рамках федеральной собственности, может пользоваться исключительно государство.

Роль госсобственности в экономике страны:

  • подобная форма необходима в тех отраслях, где нет места частному бизнесу: энергоснабжение или ж/д транспорт,
  • производство общественных благ: обороноспособность государства, деятельность дорожной сети и прочее,
  • проведение национализации предприятий в целях перестройки экономики,
  • организация единого экономического пространства.

Отличительная черта государственной собственности заключается в том, что она проигрывает частной по показателям экономической эффективности из-за менее заинтересованного контроля.

Госсобственность может быть создана несколькими путями:

  • строительство объектов за счет федеральных бюджетов,
  • покупка государством контрольных пакетов акций предприятия,
  • национализация убыточных, но социально полезных компаний.

Имущество также может перейти в государственную собственность в случае изъятия имущества федеральными правоохранительными органами.

Муниципальная

Статья 8 Конституции Российской Федерации признает муниципальную собственность самостоятельной категорией и не приравнивает ее к государственной. Отличительная особенность подобного способа управления — распоряжение имуществом осуществляют органы самоуправления в соответствии с волей и интересами местного населения.

Муниципальную собственность делят на три вида:

  • городское имущество,
  • сельское,
  • владения прочих муниципальных образований.

Порядок управления муниципальными ценностями установлен в части 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ. Регламент перекладывает обязанности распоряжения сооружениями на местные должностные лица, а в некоторых случаях — непосредственно на население.

Местное имущество носит целевой характер — это определяет его характеристики, способы эксплуатации и особенности формирования ценностей.

К муниципальной собственности относят имущество, необходимое:

  • для быстрого решения вопросов на уровне региона,
  • для выполнения местной властью своих задач, установленных на государственном уровне,
  • для полноценного функционирования чиновников на местах.

Если у местных органов исполнительной власти имеется объект, не предназначенный для выполнения одной из этих целей, то его можно перепрофилировать или продать в частную собственность.

Процесс формирования

Процесс формирования собственности непосредственно зависит от объекта, его целей и назначения. В соответствии с экономической теорией, имущество может считаться полезным только тогда, когда приносит его владельцу пользу и выгоду.

Частные ценности формируются следующим образом:

  • приобретение физическим или юридическим лицом определенного имущества,
  • отторжение государственных объектов в пользу частных лиц,
  • создание собственного предприятия посредством объединения нескольких граждан.

В капиталистическом обществе частное имущество играет наиболее важную роль в экономике, поэтому государство все чаще старается отказываться от своей собственности, передавая ее в руки частников.

Формирование государственной собственности:

  • возведение объекта за федеральные средства,
  • национализация социально полезных организаций,
  • покупка контрольного пакета акций у предприятия.

Развитое государство старается максимально отдалиться от частных предприятий. Национализация в современных реалиях — редкое явление.

Общественная собственность формируется за счет распределения прав владения между членами коллектива на определенном предприятии. Как правило, при таком подходе образуется закрытое акционерное общество.

Муниципальные ценности появляются:

  1. Специальными способами — денежные поступления от приватизации, местные налоги, административные штрафы и плата за эксплуатацию природных ресурсов.
  2. Общегражданскими — создание имущества за счет муниципальных средств или приобретение собственности у частных лиц.

задача муниципальной собственности — она должна выполнять конкретные цели, необходимые для нормального функционирования поселения.

Процесс разгосударствления

Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.

Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.

Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.

Основные способы разгосударствления:

  • либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
  • коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
  • стимулирование создания смешанных предприятий,
  • денационализация.

Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.

Владение землей

Единого подхода к классификации форм собственности земельного участка не существует. Риелторами и экономистами принято ориентироваться на основное законодательство РФ.

Формы владения земельным участком:

  • частная,
  • государственная,
  • муниципальная.

В качестве субъекта может выступать либо гражданин, либо группа лиц, обладающих равным правом владения.

Отдельные случаи

Источник: https://erckzn.ru/oformlenie/vidy-chastnoj-sobstvennosti-v-rossijskoj-federatsii-polnyj-perechen-i-ih-pravovye-osobennosti.html

Конституция рф виды собственности

Конституция собственность

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю.ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственностипринадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е — земельные участки находятся в чьей-либо собственности — гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основанием гос.

регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, — включение их в состав:

земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

studfiles.net

§ 3. Конституция рф о праве граждан на жилище

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает самые основы жизни людей. Жилище, как и пища, одежда, вода, относится к основным материальным условиям жизни человека.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии»(ст. 11).

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. имеет постоянный характер, изменяясь с возрастом, созданием семьи и т.п.*

* «Жилище служит не только защитой человека от неблагоприятных атмосферных условий. Его назначение определяется также трудовой деятельностью человека и его культурно-бытовыми потребностями. Эти две стороны назначения жилища должны в своем развитии выступать в гармоничном единстве. » (Бронер Д. Л. и др. Статистика жилищного и коммунального хозяйства. М., 1979. С. 18)

В российском законодательстве не дается общего понятия «жилище», что вызывает на практике различные споры.

Термин «жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т. п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституциях РСФСР и Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства, ЖК РСФСР и др.).

В ст. 40 Конституции РФ 1993 г. право на жилище определено по-новому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в ранее действующей Конституции. Провозглашая право каждого на жилище, пункт 1 статьи 40 устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Статья 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст.

40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

В Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорится следующее: «Граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства» (ст. 2).

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища*.

* В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г.

№ 222, в частности, говорится: «Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.»

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.

) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т. п.

По мнению профессора С. М. Корнеева, право на жилище имеет две составных части.

Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновенности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*.

* См.: Гражданское право. Т. 2. М., 1993. С. 149.

Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы (И. Б. Марткович, В. П. Скрипко). Например, В. П.

Скрипко считает, что конституционное право на жилище означает для гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юридическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья»*.

Источник: https://yurist-moscow.ru/konstitucija-rf-vidy-sobstvennosti/

Формы собственности: какие бывают, особенности государственной регистрации имущества в России, отличие ИП от ООО

Конституция собственность

Форма собственности — форма прав владельца на определенное имущество или прочие ценности. Современное законодательство признает равноправное существования множество прав, связанных с субъектом и объектом владения. Критерии выбора вида управления достаточно разнообразны, поэтому знать, какие бывают формы собственности и каковы их особенности, необходимо.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.