Копия договора с управляющей компанией

Содержание

Договор управления многоквартирным домом – что нужно знать?

Копия договора с управляющей компанией

Эта статья расскажет, что такое договор управления многоквартирным домом (МКД), какие условия должны быть включены в него, в каком порядке собственники квартир и других помещений могут заключить и расторгнуть договор с управляющей компанией.

Зачем нужен договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией в 2018 году?

Большинство жилых домов в России обслуживают управляющие компании. УК предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (МКД), управляет этим имуществом, в том числе денежными средствами, взимает плату за коммунальные услуги (является исполнителем комуслуг).

Основанием для деятельности УК является договор управления МКД, который заключается (или считается заключенным) с собственниками квартир, комнат и нежилых помещений в доме.

Договор содержит согласованный перечень предоставляемых услуг и работ, определяет их стоимость и действует также в отношении тех собственников, которые его не подписывали (п.п. 3, 4 ст. 162 ЖК РФ). 

Каков порядок заключения договора с УК?

Договор с управляющей компанией заключается на основании решения собрания собственников помещений или результатов конкурса, проводимого органом местного самоуправления после введения новостройки в эксплуатацию (ст.

161, статья 162 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом и его условия, утвержденные собственниками, являются такими же обязательными для всех жильцов, как и при выборе УК по результатам конкурса, когда условия определяют власти. 

Договор управления МКД в 2018 году должен составляться с учетом Приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр, которым утверждены примерные условия договора и рекомендации по проведению общих собраний собственников. Собственники могут использовать не только этот образец, но и включать в договор иные условия, которые не противоречат закону.

У собственников помещений в новостройке есть два месяца со дня проведения конкурса, чтобы пересмотреть предложенные властями условия и заключить договор с УК в другой редакции. В противном случае, по прошествии этого срока договор будет считаться заключенным на конкурсных условиях.

Если УК выбирают анием, стороной в договоре с ней являются 50% собственников и более, проавших за заключение договора. Также стороной договора могут быть органы управления ТСЖ, ЖСК (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ), застройщик (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).

Условия договора управления одинаковы для всех собственников (ч.3 и 4 ст. 162 ЖК РФ).

Договор составляется на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе с помощью государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), на сайте которой он должен быть размещен (Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016).

Многоквартирный дом может управляться только одной компанией (ч.9 ст. 161 ЖК РФ). Управление домом относится к лицензируемому виду деятельности, поэтому настоящая УК должна обладать соответствующим разрешением.

Компания несет расходы в связи с выполнением своих обязанностей и получает доход, которым может распорядиться по своему усмотрению, если не нарушает требования к качеству услуг и работ или договором не предусмотрено распределение этих средств (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

Где можно ознакомиться с договором управления и каковы его существенные условия?

С 2018 года сведения об управлении домом должны обязательно публиковаться на сайте ГИС ЖКХ (Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 331). В системе размещается электронная копия договора, заключаемого в обычном порядке или его электронный оригинал, который можно подписать, используя сайт. Кроме того, должны быть опубликованы:

– решение (протокол) общего собрания собственников, которым утверждены условия договора;

– документы, подтверждающие изменение, расторжение или прекращение договора управления многоквартирным домом;

– решения (протоколы), на основании которых принято решение о прекращении действия или расторжении такого договора (п.2.2, 2.3 Приказа Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр от 29.09.2015 «Об утверждении состава сведений об МКД, размещаемых в ГИС ЖКХ»).

Договор действует в течение установленного срока и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявила о прекращении его действия (ч.6 ст. 162 ЖК РФ).

Минимальный срок действия договора управления многоквартирным домом не установлен и может быть любым. В самом договоре указываются существенные условия и условия, которые могут быть дополнительно включены в него по решению собрания собственников.

Обязательно в договоре указываются следующие сведения:

– о составе общедомового имущества;

– перечень работ и (или) услуг по управлению, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, а также перечень комуслуг, которые предоставляет УК;

– порядок определения цены договора, размера платы за работу управляющей компании и за комуслуги, а также порядок оплаты комуслуг;

– порядок предоставления отчетности компанией по выполнению обязательств.

Дополнительно можно включить условия о следующих обязанностях УК:

– круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание дома;

– хранение и обработка технической документации на дом, документов по управлению домом (к ним относится и каждый протокол разногласий к соглашению управления многоквартирным домом);

– прием собственников и нанимателей в сроки и в порядке, предусмотренные договором;

– выдача справок и выписок из лицевого счета;

– составление актов о нанесении ущерба личному или общему имуществу;

– сбор платы по договору управления; периодическое обследование дома и подготовка плана по текущему и капитальному ремонту с перечислением работ, срока их выполнения и примерной стоимости;

– изменение перечня работ и (или) услуг, сроков их выполнения только по решению общего собрания собственников (п.26 Приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр);

– иные условия.

Как внести изменения в договор управления или расторгнуть его?

Изменение и (или) расторжение договора управления осуществляются в порядке ст.ст. 450-453 ГК РФ (ч.8 ст. 162 ЖК РФ). Расторжение договора собственниками в одностороннем порядке возможно по  основаниям ст.ст. 8.1 и 8.2 ЖК РФ:

– от договора, заключенного с УК в результате проведения конкурса, можно отказаться до окончания каждого года со дня его заключения, проведя собрание с целью избрания новой УК или изменения способа управления домом;

– в случае невыполнения компанией условий договора;

– в любое время на основании решения собрания об изменении способа управления домом (ч.3 ст. 161 ЖК РФЖ, ФАС России от 18.12.2013 N АЦ/51348/13).

При смене УК или при изменении способа управления, что влечет прекращение действия договора с УК, компания обязана за 3 рабочих дня передать новому исполнителю услуг все документы и ключи от общедомового имущества, а также все необходимое для эксплуатации дома и управления им (ч.10 ст. 162 ЖК РФ).

Какие споры с УК возникают?

И собственники, и управляющие компании часто нарушают ограничения, установленные для них законом, что становится причиной судебных разбирательств. Например, распространена такая ситуация.  С одной стороны, собственники на общем собрании должны устанавливать такую цену за содержание жилых помещений и общедомового имущества, чтобы этих денег хватало на выполнение требований закона .

Поэтому цена не может быть произвольной. С другой стороны, даже если собственники определили низкую стоимость, управляющая компания не вправе изменить это в одностороннем порядке (п.п. 16-18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

Поэтому она подает иск об оспаривании положений договора о порядке определения размера платы за содержание жилых помещений и общего имущества МКД.

Если суд по иску УК признает недействительным порядок определения размера платы, предусмотренный собственниками, он не будет применяться, а за предыдущий период плату перерасчитают.

Известны случаи, когда собственникам не нравилось, что УК проводит индексацию стоимости ремонта и содержания имущества, и они требовали через суд признать незаконным условие договора об индексации.

Суд откажет собственникам, если индексация предусматривалась решением общего собрания, и не признают действия УК по индексации односторонним изменением размера платы (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 01.03.2018 по делу N 33-1707/2018). 

Законным является и такое изменение цены, которое зависит от роста тарифа.

Если УК предусмотрела в договоре возможность брать больше денег с собственников в связи с ростом тарифов, то изменение стоимости ремонта и содержания имущества не будет считаться произвольным.

Основанием для действий УК в таких случаях являются акты органа местного самоуправления об изменениях тарифов (см. ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2015 г. по делу № 33-2054/2015).

Также распространены дела по оспариванию условий, включенных компанией в договор управления домом, но не рассмотренных и не одобренных на общем собрании, на котором собственники принимали решение о заключении договора. Например, Апелляционным определением Ростовского областного суда от 3 мая 2012 г. по делу N 33-4822 признано незаконным включение управляющей компанией в тариф на оплату жилья следующих затрат:

– на обслуживание,

– ремонт и проверку счетчиков; 

– на обслуживание и ремонт газовых сетей; 

– на оплату налога при упрощенной системе налогообложения; 

– на повышение рентабельности тарифа;

– на дополнительные затраты по ремонту и содержанию общего имущества,  на компенсацию затрат по содержанию управляющей организации. 

Суд посчитал, что собственники не должны платить за все это, поскольку протокол общего собрания не содержит решения о дополнительных расходах собственников.

Оспариваться могут не только отдельные условия договора управления многоквартирным домом в 2018 году, но и договор в целом. Такие иски подавались собственниками, которые не подписывали договор с УК. Но суды не признают договоры недействительными из-за этого.

Поскольку договор управления домом является договором со множественностью лиц на стороне собственников помещений, действующее законодательство не ставит факт заключения договора управления МКД в зависимость от подписания такого договора всеми без исключения собственниками (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 09.08.2016 по делу N 33-2446/2016).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/9111ru/dogovor-upravleniia-mnogokvartirnym-domom--chto-nujno-znat-5b28b5a2a052b200a9a5889d

Договор с управляющей компанией: на что обратить внимание, образец 2020 г

Копия договора с управляющей компанией

Последние изменения: Январь 2020

Многоэтажные жилые дома, согласно положениям ЖК РФ, перешли на обслуживание управляющих компаний (УК). Все взаимоотношения жильцов с обслуживающими организациями подлежат юридической фиксации через договор с управляющей компанией. Если заказчика не устраивает исполнение работ, закон допускает расторжение договора и переход на обслуживание в другую компанию.

После подписания договора компания получает объем обязательств, за которые собственники жилья обязаны вносить плату.

Помимо технического обслуживания, управляющая компания отвечает за предоставление документации, связанной с договорными отношениями, включая различные справки об оплате, проживании граждан, выписках о финансовых расчетах.

От договора зависит степень удовлетворения заказчиками качеством обслуживания домом, поэтому важно знать, на что обратить внимание при подписании, и быть готовым ссылаться на пункты документа при появлении разногласий.

Основные моменты организации обслуживания домов

Выбор организаций, которым может быть поручено исполнение ряда работ по обслуживанию населения, установлен согласно ст.161 ЖК РФ.

Управляющая компания должна иметь одну из нижеперечисленных форм организации:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищно-строительный кооператив;
  • ЖСПК или иная разновидность кооператива.

Помимо ответственности за надлежащее состояние жилья предусмотрена ответственность за общедомовое имущество, включая чердачные и подвальные помещения, лестницы, лифты и т.д.

Поскольку по отдельности граждане не в состоянии организовать комплексные работы по поддержанию исправного состояния всего здания и придомовой территории, для исполнения привлекается отдельная организация, берущая на себя всю полноту ответственности в рамках подписанного договора.

После ввода любого жилого здания на общем собрании собственников определяется вопрос о передаче на обслуживание дома конкретной УК или возложение обязанностей на кооператив собственников.

Общее решение принимается коллективно, на собрании, проведенном строго в соответствии с положениями Устава.

Перед проведением ания стоит уточнить, какое количество участников будет достаточным для утверждения подобного решения.

Особенности выбора организации

От выбора формы обслуживания дома будет зависеть многое. Перед принятием решения о самостоятельном управлении, собственники должны понимать весь объем ответственности, которую придется нести. Если решено передать здание на обслуживание конкретной компании, изучают условия заключаемого договора, поскольку впоследствии именно они будут регулировать права жильцов и обязанности компании.

На определение УК отводится около года, но, если общее собрание не будет проведено в установленный срок, решение примет администрация населенного пункта, в котором расположен жилой дом, исходя из результатов проведенного конкурса.

Выбор УК не должен ограничиваться единственной организацией, предложенной муниципалитетом. Обратившись в администрацию, получают полный список организаций, получивших лицензию на деятельного подобного рода.

Определяя конкретную организацию, стоит исходить из любой информации о ней, включая предыдущую практику и отзывы других жильцов, пользовавшихся услугами компании.

Полезной окажется информация из:

  • форумов жителей, обсуждающих проблемы ЖКХ;
  • базы исполнительных производств о наличии судебных решений, по которым несет ответственность УК;
  • поисковой базы судов различной юрисдикции и уровней о наличии в производстве исков к организации (вкладка «Делопроизводство» сайта судебной инстанции).

Когда решение принято и большинство жильцов завили о своем согласии, предстоит заключение договора с УК. Исполнение обязанностей в рамках договора начнется со следующего месяца, в пределах 30 календарных дней после подписания документа.

Успешное сотрудничество напрямую зависит от того, какие пункты будет включать договор, и каким будет их содержание. Рекомендуется использовать образцы договоров, публикуемых на специализированных интернет-ресурсах, либо попросить помощи у юристов, имеющих опыт в вопросах жилищно-коммунального хозяйства и работы УК.

Договор заключается между 2 сторонами и подписывается от лица кооператива и руководителя УК, минуя посредников и третьи лица.

Срок действия соглашения устанавливается на период 1-5 лет. По истечении срока, если жильцы или УК не примет решения о расторжении, договор продлевается на новый срок в той же редакции. Если потребуются изменения, договор подлежит переподписанию в любой момент, когда в этом возникнет необходимость.

При составлении и проверке договора учитывают требования ст.

162 ЖК РФ, в которой приводятся пункты, оговариваемые сторонами в обязательном порядке:

  • конкретное место расположения здания (адрес);
  • состав общедомового имущества, переданного на обслуживание;
  • детальный и самый полный перечень работ, которые обязана проводить организация;
  • размер и порядок расчетов с компанией;
  • порядок организации платежей в пользу поставщиков коммунальных ресурсов;
  • варианты контроля деятельности УК со стороны жильцов.

Внесение изменений

Проект документа, предложенный компанией, часто содержит пункты, учитывающие интересы самой УК в первую очередь. Задача собственников дома проконтролировать включение пунктов и условий, которые отражают их потребности и желания.

При возникновении неясностей, стоит помнить, что дальнейшие разбирательства приведут к трактовке положений в пользу УК. Общая рекомендация при подписании договора – не спешить подписывать стандартный бланк, обсуждая предложенные организацией условия и внося свои корректировки.

Впоследствии стороны могут потребовать изменения некоторых пунктов, оформив их через протокол разногласий к существующему документу, либо изменив текст предыдущего контракта.

Важно помнить, что подписав договор с УК, расторгнуть его досрочно можно будет только доказав неисполнение обязанностей или ненадлежащее качество работ, нарушения пунктов текущего документа. Если сама организация будет против расторжения, придется обращаться в судебную инстанцию и приводить доказательства, свидетельствующие о нарушениях.

На что обратить внимание при подписании

 

Юридическая практика показывает, что соглашаться со всеми пунктами контракта и надеяться на порядочность УК не стоит. Любое разногласие и перенос разбирательства в суд закончится в пользу УК, если не принять меры по изменению условий договора до его подписания.

Чтобы исключить недоразумения, связанные с повышенной платой и неизвестными статьями расходов, обезопасить себя на случай недобросовестного исполнения работ со стороны УК, рекомендуется сразу проверить следующие положения:

  1. Расчет сумм в квитанциях согласно тарифам на коммунальные ресурсы, установленные службой ФСТ.
  2. Срок договора не может превышать 5-летний срок (часто норма нарушается и стороны указывают 10-летний период).
  3. Смена УК проводится решением собрания жильцов, если будет установлено нарушение со стороны организации.
  4. Исключение рисков и последствий за строительные недоделки, когда УК снимает ответственность за скрытые дефекты при производстве работ.
  5. Фиксация права на перерасчет в сторону снижения оплаты, если предоставленные услуги проведены не в полной мере или с нарушением качества. Например, если напор воды недостаточен, плата за поставку воды может быть снижена или аннулирована в следующей квитанции.
  6. Сроки исполнения обязанностей должны быть фиксированы в документе, поскольку часто УК задерживает или уклоняется от исполнения невыгодных для себя мероприятий, пользуясь отсутствием точных границ сроков исполнения.
  7. Периодичность отчета организации перед жильцами о проделанных действиях. Чтобы требовать от УК предоставления данных о производимых мероприятиях, стоит заранее это зафиксировать в договоре.
  8. Ответственность сторон часто содержит нормы в отношении собственников жилья, но об ответственности организации даются лишь ссылки на общее законодательство. Стоит конкретизировать пункт для обеих сторон, чтобы была ясность, кто и в каком объеме отвечает по договору.

Важно! Если УК настаивает на включении в документ пункта, исключающего право на перерасчет, от такой редакции договора стоит отказаться, поскольку положение нарушает нормы законодательства.

При ознакомлении с условиями внимание обращают на текст, напечатанный мелким шрифтов. Зачастую в такие пункты вносят важную информацию, которая впоследствии оказывает влияние на качество исполнения и степень удовлетворенности клиентов.

Если в контракте не указаны сроки исполнения мероприятий и нет указаний на предоставление отчетности, недопустимы требования УК о своевременности оплаты квитанций.

Подводных камней в исходной тексте договора более, чем достаточно. Самостоятельно разобраться собственникам жилья в предложенных положениях сложно, если нет опыта в подобных делах и нет юридического образования.

Обращение за разъяснениями к юристу убережет от несправедливости в отношении собственников и снизит число обращений в судебные инстанции, когда приходится доказывать ущемление своих прав и отсутствие должного исполнения со стороны компании.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zhkh/dogovor-s-upravlyayushhey-kompaniey/

Раскрытие информации: копия договора управления МКД

Копия договора с управляющей компанией

В редакцию журнала поступил вопрос следующего содержания. УК разместила на сайте www.reformagkh.ru шаблон проекта договора управления в формате Word. Инспекция посчитала, что организация должна была опубликовать копии договоров в виде электронных файлов, и, соответственно, вынесла предписание за неполное размещение информации в нарушение стандарта. Поясните, в чем заблуждается УК.

Согласно пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.

2010 № 731, управляющая организация обязана раскрывать такую информацию, как перечень МКД, управление которыми она осуществляет, с указанием адреса и основания для управления по каждому МКД. Из пункта 2 формы 1.

4 «Перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив», утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.

2014 № 882/пр, следует, что под основаниями для управления домом понимаются договор управления, протокол общего собрания собственников, протокол открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления. В свою очередь, форма 2.1 «Общие сведения о многоквартирном доме» (п. 3) требует приложения копии договора управления МКД в виде электронного файла.

У УК нет ясности, копию какого именно документа следует прикреплять в виде файла:

  • «рыбы» договора, содержащей условия, утвержденные решением общего собрания собственников помещений;
  • проекта договора, подписанного со стороны УК;
  • договора, подписанного УК и одним из собственников;
  • договоров, подписанных УК и каждым из собственников, которые в общей сложности имеют более 50% .

Формулировки подзаконных нормативно-правовых актов не позволяют ответить на данный вопрос, поэтому придется прибегнуть к системному анализу норм жилищного законодательства. В Стандарте раскрытия информации говорится об основании для управления конкретным домом. Представляется, что в случае УК таковым может быть только заключенный договор управления. Дело в том, что в силу ч. 7 ст.

 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления МКД, УК обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. В свою очередь, согласно ст.

 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным домом только после того, как сам опубликует соответствующую информацию на официальном сайте для раскрытия информации и орган ГЖН внесет дом в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления МКД (перед этим УК обязана предоставить чиновникам копию подписанного в соответствии с требованиями ЖК РФ договора управления – см. Письмо Минстроя РФ от 05.08.2015 № 24430‑АЧ/04). Таким образом, приступить к управлению домом можно только при условии подписания договора управления МКД.

Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ путем составления одного документа, который подписывается сторонами.

При этом собственники помещений, обладающие более 50% от общего числа собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Таким образом, договор управления как основание для управления домом считается заключенным в надлежащей форме, когда он подписан сторонами.

Значит, считать, что УК раскрыла информацию об основании для управления домом (как того требует пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации), можно, только если она разместила копии договоров, подписанных УК с одной стороны и собственниками помещений (обладателями более половины ) с другой стороны.

Таким образом, будет достигнута цель раскрытия информации УК, прежде всего, для клиентов: собственники помещений могут удостовериться, на законных ли основаниях УК управляет домом, выявить возможные подлоги и пр.

Добавим: размещению подлежит копия договора со всеми неотъемлемыми частями (приложениями), в которых обычно приводятся перечень работ, услуг, их стоимость. Условия договора должны соответствовать условиям, утвержденным на общем собрании собственников помещений, и быть одинаковыми для всех потребителей.

Дополнительно следует иметь в виду требования законодательства о персональных данных.

Известно, что на практике органы ГЖН рекомендуют УК (и считают это достаточным) размещать на официальном сайте для раскрытия информации копии договоров управления, подписанных лишь со стороны УК.

Однако этот вариант, по сути, ничем не отличается от размещения «рыбы» договора (образца договора со всеми существенными условиями в отношении конкретного дома, не подписанного обеими сторонами).

Наличие на экземпляре договора подписи со стороны УК, равно как и отсутствие каких‑либо подписей либо наличие подписей УК и собственников, обладающих менее 50% , не указывает на факт заключения данного договора. Такой договор нельзя рассматривать как основание для управления МКД.

* * *

Системный анализ норм жилищного законодательства позволяет прийти к выводу, что в рамках раскрытия информации о деятельности по управлению МКД УК обязана размещать копию договора управления с подписями сторон: УК и собственников помещений, обладающих более 50% от общего числа собственников помещений в доме. Такой договор является основанием для управления домом. 

Е. В. Емельянова,редактор журнала

«Жилищно-коммунальноехозяйство: бухгалтерскийучет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/153/raskrytie-informacii

Нужна ли Госжилинспекции копия подписанного договора управления для изменения реестра лицензий

Копия договора с управляющей компанией

Внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ регламентировано приказом № 938/пр, однако, между управляющими организациями и органами Госжилнадзора возникают судебные споры по этому вопросу. Рассказываем, должна ли УО для включения дома в реестр лицензий предоставить в орган ГЖН копию подписанного собственниками договора управления.

Изменения в реестр лицензий вносится в связи с заключением, расторжением и прекращением договора управления

Внесение изменений в региональный реестр необходимо в случаях, если заключён, расторгнут или прекращён в действии договор управления.

Договор управления:

  • заключается по итогам ОСС или по результатам муниципального открытого конкурса по отбору УО;
  • расторгается по соглашению сторон или в одностороннем порядке по инициативе собственника;
  • прекращается, когда истекает срок его действия и не предвидится пролонгация.

Во всех этих случаях лицензиат за три рабочих дня со дня заключения, прекращения или расторжения договора размещает эти сведения в ГИС ЖКХ и отправляет их в орган ГЖН. Орган ГЖН получает эти данные и вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ в порядке, предусмотренном приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр.Какие меры предпринять УО, чтобы не лишиться права управлять домом

Отказать УО во внесении изменений в реестр ГЖИ может на основаниях, изложенных в п. 9 приказа № 938/пр

В п. 9 приказа № 938/пр прописаны случаи, в которых орган ГЖН имеет право отказать УО во внесении изменений в реестр:

  • несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п.п. 2, 3,  пп. «г, д» п. 5 приказа № 938/пр;
  • отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом ГЖН по результатам проведённой проверки.

Следовательно, орган ГЖН имеет право отказать управляющей организации во внесении изменений в реестр лицензий, если она не предоставила все указанные в приказе № 938/пр документы, не разместила в ГИС ЖКХ сведения об изменении в списке домов в её управлении или по вопросу управления МКД ведётся судебный спор.

Управляющие организации, не согласные с отказом органа ГЖН во внесении изменений в реестр, подают в суд иск, пытаясь оспорить такое решение.

Например, один спор дошёл до ВС РФ, и в итоге УО смогла добиться, чтобы суд признал недействующим пп. «а», «б», «г» п.

3 № 938/пр в тех случаях, когда срок действия договора управления истёк и не был автоматически пролонгирован из-за заявления одной из сторон о прекращении действия ДУ.

Управляющие организации, которые прекращают управлять домом после истечения срока договора управления, теперь не обязаны предоставлять в орган ГЖН документы, которые указаны в пп. «а», «б», «г» п. 3 № 938/пр. При этом надзорное ведомство не сможет отказать УО во внесении изменений в реестр лицензий из-за отсутствия таких документов, приложенных к заявлению.

Ещё одно решение ВС РФ, важное для всех УО, касалось запрета на исключение лицензиата из реестра лицензий только на том основании, что УО полгода не управляли ни одним домом.

ВС РФ в деле № А28-9452/2018 указал, что аннуляция лицензии – это мера наказания управляющих организаций за нарушения требований законодательства, санкция.

Она не назначается только за то, что лицензиат в течение полугода не воспользовался своим правом управлять многоквартирными домами.

Сегодня рассмотрим ещё один судебный спор между УО и органом ГЖН о внесении изменений в реестр лицензий, которое дошло до ВС РФ.Почему ВС РФ признал недействующими некоторые требования № 938/пр

Орган ГЖН может потребовать от УО копию договора управления, подписанного согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ

Одна из управляющих организаций Уфы, заключив договор управления с собственниками помещений в многоквартирном доме, разместила эти сведения в ГИС ЖКХ и обратилась в орган ГЖН с заявлением о внесении изменений в республиканский реестр лицензий. Компания приложила к заявлению копию договора, утверждённого на общем собрании собственников.

Надзорное ведомство отказало УО, посчитав, что она не выполнила требование пп. «в» п. 3 приказа № 938/пр, которым предусмотрено предоставление договора управления, заключённого лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация не согласилась с таким решением и подала иск в суд с требованием обязать орган ГЖН внести изменения в реестр лицензий.

В судах всех инстанций орган ГЖН настаивал на том, что у него было основание для отказа: заявитель не предоставил копий договоров управления, заключённых со всеми собственниками помещений многоквартирного дома.

УО предоставила только копию одного договора управления, заключённого с одним собственником помещения.

В силу закона договор управления должен быть заключён с каждым собственником и для того, чтобы считаться заключённым, его должны подписать собственники помещений дома, обладающие более 50% (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).

По мнению органа ГЖН, решение о выборе УО должно быть не только принято собранием собственников помещений, но и реализовано посредством заключения договоров управления.

Отсутствие договоров управления с собственниками помещений, обладающими более 50% , свидетельствует о непредставлении управляющей организацией сведений, необходимых для внесения изменений в реестр лицензий.

Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

Для внесения изменений в реестр лицензий достаточно копии утверждённого на ОСС договора управления

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, отвергнув доводы надзорного органа. Судья указал на то, что в соответствии с приказом Минстроя РФ от 02.03.2018 № 134/пр, в п. 3 Приказа 938/пр были внесены изменения. Он был изложен в новой редакции:

«в) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключённого с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 161 ЖК РФ».

Суд указал, что требования ч. 1 ст. 162 ЖК РФ применяются к управляющей домом организации. Но до внесения изменений в реестр лицензий УО не имеет такого статуса, поэтому нельзя требовать от неё копии договора управления, подписанного собственниками, обладающими более чем 50% от числа всех в доме.

Следовательно, для внесения изменений в реестр лицензий УО достаточно приложить к заявлению копию договора управления, утверждённого на ОСС. Поэтому решение органа ГЖН об отказе было признано недействительным, и надзорное ведомство за неимением иных оснований для отказа, должно было внести изменения в реестр лицензий.

Орган ГЖН подал апелляционную жалобу, настаивая, что копии одного договора управления, подписанного только одним собственником, недостаточно для внесения изменений в реестр лицензий.

Но апелляционный суд признал правоту коллег, подтвердив, что ведомство неверно толкует нормы пп. «в» п. 3 приказа № 938/пр. Этот вывод поддержали кассационный суд и ВС РФ.

Также УО смогла взыскать с органа ГЖН 80 000 рублей судебных расходов, и это решение суда также устояло во всех инстанциях.

На заметку

Судебноедело № А07-16094/2018 разграничило для органа ГЖН две разные ситуации: внесение изменений в реестр лицензий РФ и заключение договора управления.

Судьи указали на то, что:

  1. Для заключения договора управления домом достаточно, чтобы такой договор был подписан обеими сторонами договора: управляющей организацией и собственниками, обладающими более чем 50% процентами от общего числа собственников помещений в доме (ч. 4 ст. 434 ГК РФ, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).

  2. Для внесения изменений в реестр лицензий УО предоставляет копию договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пп. «в» п. 3 приказа № 938/пр).

При отсутствии иных оснований для отказа орган ГЖН обязан внести изменения в реестр лицензий на основании заявления управляющей организации, которая приложила к нему копию утверждённого на ОСС договора управления.

Источник: https://roskvartal.ru/licenzirovanie/11322-nuzhna-li-gzhi-kopiya-podpisannogo-du-dlya-izmeneniya-reestra-licenziy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.