Кто осуществляет управление государственной собственностью

Система государственного управления

Кто осуществляет управление государственной собственностью

Государственный сектор служит естественной основой развития всего национального хозяйства. Он включает комплекс хозяйственных и социальных объектов, полностью или частично принадлежащих федеральным, региональным или местным органам власти и контролируемых ими.

Его размеры отражают экономическую и социальную роль государства как организатора производства, инвестора, потребителя конечной продукции.

Государственный сектор образуют прежде всего отрасли, жизненно необходимые для страны, с высокой капиталоемкостью, оказывающие населению дешевые услуги.

В государственной собственности находятся природные ресурсы (леса, водоемы, недра), являющиеся базовыми для функционирования национального хозяйства (недра фиксируются или в государственном фонде, или переданы по лицензиям для изучения и разработки), железные дороги, трубопроводы, порты, недвижимость и некоторые другие объекты.

Государственными являются более 45 тыс. предприятий и учреждений, в том числе около 7,5 тыс.

унитарных предприятий; государство участвует в 3900 акционерных обществах, в 2500 из которых ему принадлежат более 25% акций; в 580 АО используется право «золотой акции».

Россия как правопреемник СССР имеет права на интеллектуальную собственность в советских разработках оружия и боевой техники, его модернизация без участия России неправомерна.

Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную.

Объекты государственной собственности относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий. Критерии отнесения объектов к федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отраслевые, территориальные, доля в экономике).

Базовый перечень объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ. Федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

Разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Имущество России за рубежом Счетная палата Федерального Собрания оценивает в 400 млрд. долл.: недвижимость, земельные участки, пакеты ценных бумаг, драгоценные металлы и другие виды.

После распада СССР новые государства подписали соглашение о так называемом нулевом варианте: Россия платит за всех долги СССР (тогда 52 млрд. долл.), а новые государства (кроме Украины) отказываются от претензий на заграничную собственность и место постоянного члена СБ ООН.

В течение нескольких лет заграничным имуществом никто не управлял. В настоящее время вся недвижимость поставлена на баланс ГУЛ «Госзагрансобственность» при Управлении делами Президента РФ и МИД России.

Целью управления государственным имуществом является удовлетворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательств Правительства РФ и мобилизация доходов в бюджетную систему.

Оно осуществляется на основе законодательства.

указов Президента РФ (по вопросам, по которым не приняты законы) и включает пользование, сдачу в аренду, отчуждение, передачу в доверительное управление, в залог и другие операции.

Имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, а также передается в аренду другим организациям. Незакрепленное имущество (средства бюджетов и др.) составляет государственную казну Российской Федерации или субъекта РФ.

Заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества осуществляется, как правило, на конкурсной основе; 10% арендной платы направляется на финансирование деятельности, связанной с управлением имуществом.

К государственному сектору относят следующие хозяйствующие субъекты:

  • государственные унитарные предприятия;
  • государственные учреждения;
  • акционерные общества, в которых контрольный пакет голосующих акций находится в государственной собственности (более 50%).

Минэкономразвития России разрабатывает систему показателей функционирования государственного сектора

Правительство РФ утверждает план поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества Минэкономразвития России осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана. Основными планируемыми источниками доходов являются средства от аренды федерального имущества, использования имущества, находящегося за рубежом, дивиденды по акциям в федеральной собственности.

Доходы и средства государственного бюджета и внебюджетных фондов размещаются на счетах Федерального казначейства Минфина России, которые открываются в учреждениях Банка России или привлекаемых для этого на конкурсной основе коммерческих банках.

При управлении государственным имуществом применяются режим хозяйственного ведения и оперативного управления, доверительное управление, соглашения о разделе продукции.

Управление государственными предприятиями ⇒

Управление пакетами государственных акций ⇒

Приватизация и национализация государственного имущества ⇒

Источник: https://isfic.info/pikul/gosupr53.htm

Управление государственной собственностью

Кто осуществляет управление государственной собственностью

Исторически государство учреждается для передачи в его ведение важнейших социально-экономических задач – обеспечения правопорядка, правосудия, обороны и пр.

Реализация переданных государству полномочий объективно требует привлечения соответствующих ресурсов, в том числе и имущественных.

При этом государство всегда выступает инструментом территориальной общественной организации, а потому становится исключительным собственником отдельных видов имущества, в отношении которых недопустимо установление альтернативной формы собственности.

Следуя положениям отечественных нормативно-правовых актов, категория государственная собственность подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие. Другими словами, федеративное административно-территориальное устройство России обусловливает возможность существования двух видов государственной собственности:

  • собственности федеральной;
  • собственности региональной.

Размежевание государственной собственности между федерацией и субъектами на конституционном уровне отнесено к числу вопросов совместного ведения федерации и субъектов. Исключительную собственность федерации составляют объекты:

  1. выступающие основой национального богатства:

    • это ресурсы морской экономической зоны, ресурсы территориальных вод и континентального шельфа;
    • это природные богатства, включенные в состав охраняемых, или тех, что используются особым образом, например, природные парки, рекреационные объекты и пр.;
    • исторические, культурные, природные, художественные ценности, учреждения культуры федерального значения;
  2. обеспечивающие функционирование федеральных органов власти и, соответственно, решение федеральных задач:

    • государственная казна, в том числе средства бюджета федерации, внебюджетных фондов, Банка России и др.;
    • имущество отечественных вооруженных сил и др.;
  3. используемые для оборонного производства;

  4. ключевые для функционирования отечественной экономики и др.

Соответственно, в число объектов, составляющих государственную собственность на уровне регионов, подлежит включению:

  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственной власти на региональном уровне;
  • объекты, составляющие инфраструктуру региона;
  • земли под объектами региональной собственности и пр.

управления государственной собственностью

Замечание 1

Управление государством находящимся в его собственности имуществом предполагает не только реализацию полномочий собственника, но и возложение на государство соответствующих обязанностей. Непосредственное осуществление прав и обязанностей собственника возлагается государством на соответствующие государственные органы.

Управление государственным имуществом всегда реализуется исходя из конкретных целей и задач государственной деятельности органа, в ведение которого оно находится.

Иначе говоря, целью управлении государственным имуществом выступает обеспечение выполнения государственных функций конкретным субъектом государственной власти.

При этом в правомочия такого субъекта управления не включаются полномочия по разграничению и перераспределению имущества, эти полномочия предшествуют управлению, являются его предпосылкой.

Гражданско-правовая трактовка категории собственность предполагает единство трех правомочий собственника – права пользоваться, права владеть и права распоряжаться. Управление собственностью, в свою очередь, наиболее тесно связано с таким правомочием собственника как распоряжение объектом собственности.

Так, назначение государственного имущества, как федерального, так и регионального, предполагает постоянное его использование, которое фактически осуществляют учрежденные государством организации, а также частные организации и физические лица, которым такое имущество передано, или неограниченный круг лиц, когда речь идет об объектах общего пользования.

Способы управления государственной собственностью

К числу основных способов управления государственной собственности относятся следующие:

  • продажа объектов государственной собственности, предполагающий переход права собственности на такие объекты к частным лицам. Этот способ позволяет решить задачи привлечения единовременно значительного объема денежных ресурсов, а в последующем на налоговые поступления от использования имущества новыми собственниками;
  • передача объекта государственной собственности на условиях аренды частным лицам, когда право государственной собственности сохраняется, а именно правомочия владения и распоряжения, а права пользования объектом государственной собственности передается за плату. Такой способ управления предполагает систематический доход собственника в виде арендных платежей при сохранении контроля над имуществом;
  • учреждение государственных организаций (предприятий, учреждений). Имущество передается таким организациям для реализации ими целей их учреждения, а именно оказания государственных услуг населению, реализации хозяйственной деятельности и др. Государство в лице соответствующих органов определяет цели, условия и процедуру деятельности таких организаций, контролирует их деятельность и как собственник получает часть прибыли;
  • внесение доли в уставный капитал частных организаций. Здесь государство становится рядовым учредителем, права которого не отличаются от учредителей – частных лиц. Такой способ позволяет получать доход от деятельности предприятия, обеспечить развитие приоритетных для экономики отраслей хозяйства посредством прямого инвестирования в их деятельность;
  • инвестирование в перспективные и (или) социально значимые отрасли экономики страны для решения задач социально-экономического развития муниципалитета, региона, государства в целом. Этот способ также позволяет увеличить налоговые поступления и обеспечить будущий доход от использования объекта инвестирования или его продажи.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_gosudarstvennoy_sobstvennostyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.