Кто является субъектом государственной собственности

Право государственной собственности. 1. Субъекты и объекты права государственной собственности

Кто является субъектом государственной собственности

1. Субъекты и объекты права государственной собственности. Порядок их разграничения.

Субъектами права государственной соб­ственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федера­ции — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации).

Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собствен­ности.

Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливает­ся специальным законом.

Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г.

№ 114-рп “Об утверждении Положения об опре­делении пообъектногб состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собст­венности”1.

В частности, в приложениях № 1 и № 2 к постанов­лению Верховного Совета закреплены перечень объектов исклю­чительной федеральной собственности и перечень объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Как отмечалось, земля и другие природные ресурсы, в отно­шении которых отсутствуют какие-либо доказательства принад­лежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, предполагаются объектами государ­ственной собственности.

права государственной собственности не отлича­ется от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи и особенности (см. ст. 212 ГК).

Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект Российской Федерации в законодательном порядке сами устанав­ливают для себя правила поведения как собственника. Часто орган государственной власти (ст.

125 ГК) одновременно является субъ­ектом законодательства и представителем собственника иму­щества.

2. Имущество государства. Ответственность государства по дол­гам своим имуществом.

Все государственное имущество, независи­мо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждения­ми (гл.

19 ГК); б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации или государственную казну субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 де­кабря 1992 г. № 1556 “О федеральном казначействе”1 и постанов­лению Совета Министров — Правительства Российской Федера­ции от 27 августа 1993 г.

№ 864 “О федеральном казначействе Российской Федерации”2, в России создана единая централизо­ванная система органов федерального казначейства Минфина Рос­сии и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации.

Органы феде­рального казначейства являются юридическими лицами. Их основ­ные задачи — организация, исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и контроль за ним; регулирование финан­совых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетны­ми фондами и др.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадле­жащее выполнение возложенных на них задач.

Отсюда, однако, не следует, что именно федеральное казна­чейство или его территориальные органы должны отвечать по обязательствам Российской Федерации как субъекта гражданского права.

Не вытекает это и из актов, регламентирующих правовое положение Госкомимущества и его территориальных органов. Между тем именно имуществом государственной казны должна отвечать Российская Федерация, согласно п. 1 ст. 126 ГК, по своим обязательствам.

Поскольку ГК предусматривает большое количе­ство случаев, когда государство непосредственно несет ответствен­ность за причиненные им

Источник: https://studopedia.ru/2_117388_pravo-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс

Кто является субъектом государственной собственности

Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пример:

к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты  и т. д.

В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.

Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.

При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.

Пример:

таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.

Согласно постановлению Верховного Суда РФ от \(27\).\(12\).\(1991\) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.
Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

  1. объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
  3. Объекты оборонного производства.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
  5. Прочие объекты.

Пример:

1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.
2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.
3.

Предприятия, которые производят военную продукцию.
4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.
5.

 Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.

Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.

Пример:

учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.

Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации.

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Пример:

огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в \(1918\) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.

Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Пример:

самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в \(1990\)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.

В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации.

При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.

Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.

Источники:

http://www.consultant.ru Консультант Плюс.
https://investments.academic.ru Академик.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/formy-sobstvennosti-401573/re-846070cd-c248-4a79-9a80-f84a89dfce21

Субъекты права государственной собственности

Кто является субъектом государственной собственности

Понятие права государственной собственности

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, законодатель в зависимости от субъекта выделяет две разновидности права государственной собственности: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

Государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан.

Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой Российская Федерация, субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

Вместе с тем общее положение государства, выступающего в качестве субъекта права собственности, отличается от правового положения других субъектов права собственности рядом только ему присущих признаков.

Во-первых, государство как обладатель властных полномочий наделено правом в нормативном порядке определять пределы осуществления принадлежащего ему права собственности.

Во-вторых, право государственной собственности должно осуществляться в публичных интересах.

Применительно к праву государственной собственности ст.

214 ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственности), либо ее субъекты в отдельности – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации).

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом.

При этом Российская Федерация, субъекты Российской Федерации продолжают сохранять за собой самостоятельный правовой титул собственников и самостоятельную имущественную ответственность по принятым ими обязательствам (п. 5 ст. 126 ГК).

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются соответственно государственными органами власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 125 ГК).

Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственника государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, руководители, законодательные органы, правительства субъектов РФ).

Среди государственных органов Российской Федерации, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу), основные функции которого определены в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432[539] и Федеральному казначейству Российской Федерации, полномочия которого в сфере осуществления полномочий Российской Федерации как собственника регулируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 “О Федеральном казначействе”[540].

полномочий Росимущества и Федерального казначейства, выступающих от имени федерального государства по осуществлению принадлежащего ему права собственности в имущественных отношениях, регулируемых федеральным законодательством, изложено в гл. 7 настоящего учебника.

Органами государственной власти, осуществляющими правомочия собственника в субъектах Российской Федерации, являются министерства, ведомства и иные государственные органа, определенные Конституцией республик, уставами края, области, городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга), автономной области, автономного округа.

Источник: https://studopedia.su/14_84116_sub-ekti-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Объекты и субъекты государственной собственности

Кто является субъектом государственной собственности

Определение 1

Объекты государственной собственности – это вещи и иное имущество, которые в соответствии с положениями конституционного и отраслевого федерального законодательства могут выступать объектами правоотношений собственности, в которых собственником, наделенным правомочиями пользования, владения и распоряжения в отношении таких объектов, является государство (в федеративном государстве – Федерация и образующие ее относительно самостоятельные единицы).

Прежде всего, объекты государственной собственности используются для обеспечения функционирования государственного механизма – непосредственной постоянной деятельности должностных лиц и органов публичного управления для реализации функций государства.

Другое направление использования объектов государственной собственности – участие государства в экономике.

Привлечение бюджетных средств в экономику должно решать задачи ее технологического и инновационного развития и внедрения более безопасных с точки зрения экологии производств и пр.

Если производство на первоначальной стадии является малоприбыльным, но в долгосрочной перспективе обеспечит обновление экономики, повышение ее эффективности, экологичности, инновационности, то такое производство является приоритетным для использования бюджетных средств.

Важно подчеркнуть, что это не исключает возможности государства извлекать прибыль из размещения бюджетных средств в экономике, однако высокая прибыльность государственной собственности в конкретной отрасли экономики может сигнализировать о том, что участие государства в этой отрасли избыточно, опасно для частных субъектов экономики. Более эффективна вспомогательная, поддерживающая роль государственной собственности в тех отраслях, которые находятся в упадке или, наоборот, нуждаются в прогрессивном развитии.

Государственная собственность в экономике может предполагать такую организацию правоотношений собственности, при которой имущество принадлежит государству полностью или на условиях долевой или совместной собственности.

Так, государство может разместить бюджетные средства путем приобретения акций в организациях частной формы собственности, может приобретать и использовать собственное имущество, которое необходимо ему для реализации публично-правовых функций, а также создавать такое имущество, в том числе создавать предприятия, учреждения, функционирующие в социально-значимых отраслях экономики.

Объекты государственной собственности: понятие и виды

Состав объектов государственной собственности определяется назначением государственной собственности в публично-правовых отношениях. Государственная собственность обеспечивает функционирование государственного механизма, стабилизацию экономики, эффективное социально-экономическое развитие страны.

Иными словами, для решения публично-правовых функций государства требуется привлечение значительного объема ресурсов, способных обеспечить расходы государства. Сегодня государством используются две формы привлечения доходов:

  • обособление из имущества, составляющего достояние народа, имущества, которое покрывает издержки государства на реализацию государственных функций;
  • изъятие у граждан в рамках, предусмотренных законом, части их имущества в пользу государства в форме налогов, пошлин и пр.

Государственная собственность России как федеративного государства образуется двумя типами объектов государственной собственности:

  • это объекты, которые относятся к федеральной собственности;
  • объекты, которые относятся к собственности регионов.

Действующим отечественным законодательством определен перечень объектов, которые входят исключительно в состав имущества, образующего собственность Федерации:

  • это объекты собственности Федерации, которые представляют собой национальное богатство;
  • это объекты, которые обеспечивают решение публично-правовых задач органами власти, должностными лицами и государственными служащими;
  • это объекты, которые обеспечивают оборонное производство;
  • это объекты тех секторов отечественной экономики, которые являются базовыми для развития остальных и др.

Замечание 1

Список объектов, которые могут находиться в исключительной собственности Федерации, является открытым.

Законом определяются те объекты, которые могут быть переданы в региональную собственность из состава собственности Федерации. К таким объектам относятся:

  • важнейшие организации для отечественной экономики;
  • организации энергетического и атомного сектора отечественной экономики;
  • образовательные организации;
  • организации здравоохранения;
  • организации, ведущие научно-исследовательские изыскания и др.

Субъекты государственной собственности

Положениями отечественного конституционного и отраслевого законодательства субъектами государственной собственности именуются публично-правовые образования следующих уровней:

  • Федерация;
  • образующие Федерацию регионы.

При этом непосредственно правомочия пользования, владения и распоряжения осуществляют должностные лица и органы публичного управления.

Так, высшие органы публичного управления страны – глава государства, правительство, парламент – решают важнейшие государственные вопросы, в том числе определяют порядок и процедуры управления государственной собственностью.

Кроме того, действуют специальные органы управления государственной собственностью, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Для управления объектами, переданными из федеральной собственности в региональную, регионы формируют собственные органы.

Управление объектами государственной собственности традиционно осуществляется посредством издания нормативного правового акта соответствующего уровня. Реализация таких актов осуществляется исполнительным органом специальной компетенции.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/obekty_i_subekty_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Субъекты права собственности

Кто является субъектом государственной собственности
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Субъекты права собственности

Формы вещных прав, их характеристика, субъекты имущественных прав, их деление.

Основополагающие нормы, устанавливающие классификацию субъектов, регламентируются ст. 212 Кодекса. Рассмотрим, какие существуют формы собственности, классификацию субъектов, а также перечень объектов правоотношений, на которых ст. 212 не распространяет свое действие.

Формы вещных прав, их характеристика

Конституция РФ, в частности, ч. 2 ст. 8, устанавливает равное правовое значение на все виды и формы собственности. Помимо ст. 8, о формах идет речь в этих статьях:

Однако при проведении анализа содержания нормативных положений всего ГК РФ, помимо ст. 212, такая форма собственности, как частная, не встречается.

Положение о формах имущественных прав, помимо Конституции, также закреплено в ч. 1 ст. 212 Кодекса, которая выделяет нижеуказанные субъекты и объекты права собственности:

  •  частная:
    – o имущество граждан и организаций.
  • муниципальная: – o имущество городов и сельских поселений;

    – o имущество прочих муниципальных районов.

  • государственная:- o федеральное имущество;

    – o имущество регионов РФ.

  • прочие разновидности имущества.

Прямого указания на иные разновидности имущественных прав ни в Конституции, ни в ГК РФ нет.

Это связано с незакрытым вопросом по поводу содержания классификации иных форм имущественных прав во время разработки Конституции.
Ч. 4 ст.

212 ГК РФ прямо указывает, что субъекты права собственности обладают равным юридическим положением. Их права гарантируются законом и защищаются в равной степени.

Не возникает сомнений, что частная собственность является следствием не только экономических правоотношений, но и политических.

Данный вывод подтверждается тем, что законодатель, при разработке первой части Кодекса, руководствовался мотивами с политической подоплекой. На их основании ст.

213 Кодекса изменила свое наименование с “Право частной собственности” на “Право собственности граждан и юридических лиц”.

Субъекты имущественных прав, их деление

Из-за все большего появления в обороте объектов собственности возникает и соответствующее увеличение числа собственников.

В связи с этим требуется более конкретное осмысление истинного правового положения участников гражданского оборота.

Субъекты права собственности выделяются в нижеследующие разновидности:

  • частные и общественные (частная собственность является таковой по умолчанию, если она соответствующим образом не отнесена к публичной);
  • естественные и искусственные (первая категория – граждане, вторая – все то, что создано ими);
  • российские, зарубежные и международные (нормы ГК РФ, если другое не указано федеральным законом, распространяются на правоотношения с участием не только граждан РФ, но и иностранных физических и юридических лиц, а также на лиц с неопределенным гражданством);
  • обладающие полной и неполной возможностью принятия участия в правоотношениях (полную правоспособность граждане обретают вследствие достижения ими совершеннолетнего возраста, или до его наступления – при вступлении в брак или после эмансипации).

По общему правилу, юридические лица обретают общую правоспособность после проведения процедуры госрегистрации.

Исключение из общей нормы делается для некоммерческих, государственных и муниципальных юридических лиц – данные субъекты права собственности обладают специальной правоспособностью. Очевидно, что общая правоспособность дает гораздо больше прав по участию в правоотношениях, нежели специальная.

Объекты гражданских прав, на которые действие ст. 212 не распространяется

ст. 212 Кодекса не распространяет свое действие на следующие объекты:

  • плоды интеллектуального труда;
  • средства индивидуализации, которые приравниваются к итогам интеллектуальной деятельности;
  • интеллектуальные права.

Отдельные правоприменители неверно осуществляют применение общих положений данной статьи к вышеуказанным объектам. Так, согласно определению Верховного Суда РФ № КАС03-512, в резолютивной части которого определена исключительность прав у РФ на интеллектуальную собственность, в. т. ч. товарных знаков, принадлежащих Российской Федерации.

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/subekty-prava-sobstvennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.